- Алиса Ивановна, из вашей книги "История. Судьба. Музей" я узнал, что многолетняя работа сопровождалась не только успехами, но и горестями, постоянной борьбой с чиновничеством, строгими выговорами и даже угрозами увольнения с работы... Чего стоит, например, конфликт с Павловым, бывшим вождем комсомола страны. Как вы тогда отважились?
- А как не отважиться, если розовощекий комсомольский вождь несет чушь с трибуны пленума ЦК КПСС. Это сегодня данная аббревиатура уже ни у кого не вызывает эмоций, а тогда любое негативное упоминание на таком уровне грозило большими неприятностями. Павлов же, критикуя недостатки в работе организаций культуры страны, сослался на музей в Юрьеве-Польском Владимирской области. С негодованием рисовал он присутствующим такую картину: вместо пропаганды достижений отечественного автомобилестроения в упомянутом музее, видите ли, экспонируется карета с туалетным устройством. А еще там выставлен памятник собаке, который когда-то один помещик установил на ее могиле. Вот, мол, музейщики до чего докатились.
Да, есть и карета, есть и памятник собаке. Желающие и сегодня могут их посмотреть, потому как экспонаты эти - необычные. Та самая карета воскрешает трагические страницы войны 1812 года. На Бородинском поле смертельно ранен сподвижник Суворова и Кутузова князь Петр Багратион. Истекающего кровью, его привозят на телеге в Москву. Дороги запружены, а впереди неблизкий путь из столицы в село Симу Юрьева-Польского уезда. И вдруг один дворянин дает раненому Багратиону свою карету, в которой его и привозят в имение друга, князя Голицына. Здесь полководец умрет от ран, будет похоронен, а в память о нем карета будет сохранена сначала в имении, а потом - в музее. Редчайший экспонат!
Или памятник собаке. Услужливые помощники "забыли" доложить Павлову о том, что рядом с ним в музее хранится объявление о продаже и собак, и крепостных девушек, причем в ряде случаев цена людей ниже. Это производит большое впечатление на экскурсантов, о чем я и хотела сказать тогда Павлову. Но разве могли допустить до партийной трибуны человека без предварительной цензуры его речи! И все же позднее я публично ответила комсомольскому секретарю - на заседании идеологической комиссии ЦК. Что, в свою очередь, едва не закончилось плачевно для представительницы владимирской молодежи...
- Проходит время, и к вам засылают комиссию ЦК КПСС - изучать вопрос о состоянии идеологической работы в музее.
- И эта комиссия сделала убийственный вывод: мол, недостаточно убедительно пропагандируем преимущества советского образа жизни. Потом узнала, что готовится решение ЦК об идеологических перекосах в работе музеев на примере Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Для директора это означало - прощай, любимая работа...
- От увольнения вас спасла тогда встреча со вторым человеком в партии, членом политбюро Андреем Кириленко?
- Кириленко и секретарь ЦК Капитонов с женами решили как-то махнуть в Суздаль. Меня приставили к ним экскурсоводом. Ходим по городу, в то время здесь шли бурное строительство и реставрация. Кириленко, едва не упав на покачнувшейся плите тротуара, грозно изрек: "Сколько пишут о Суздале, а здесь нечего смотреть. Неустройство, грязь..." Тогда я возразила высокому партийному гостю: "Нельзя так говорить о Суздале! Вы же видите: идет огромная работа. А еще недавно в городе не было даже канализации, асфальта. Помните, как несколько лет назад вы ехали в Иваново и должны были остановиться в Суздале, но маршрут изменили: по раскисшей дороге нельзя было проехать. Пойдемте в наш кремль, и вы увидите, сколько сделано за последнее время в городе и музее". Кириленко слегка оторопел от такого напора и согласился. Кремль поразил московских гостей. Партийный чин сказал много самых добрых слов в адрес реставраторов и хранителей старины.
- А верно, что генералы КГБ были ярыми противниками созданной вами экспозиции "Узники Суздальской тюрьмы"?
- Верно. Начальник владимирского КГБ генерал Пономарев прямо мне сказал: "Алиса Ивановна, я был с высоким гостем по нашей линии в Суздале. Посмотрели в монастыре экспозицию по тюрьме. Этот товарищ рекомендовал ее закрыть. Вы должны понимать, что отраженный в ней период истории, 20 -30-е годы, может вызвать у посетителей ненужные и вредные вопросы". Мы это понимали, ведь тогда тюрьма фактически была политическим изолятором. К счастью, экспозицию удалось сохранить.
- Пытаясь спасти ценнейший памятник - "Царскую усадьбу", вы схватились с первым секретарем Владимирского обкома, по тем временам фигурой весьма могущественной, и, кажется, проиграли...
- Дворец лесопромышленника Храповицкого, построенный в XIX веке в псевдоготическом стиле, даже сегодня производит неизгладимое впечатление. Хотя находится он в ужасном состоянии. А когда-то его украшали рыцарский зал с коллекцией оружия, мраморные камины и вазы, расписные плафоны, огромные зеркала, дубовые панели, парк, насчитывающий более 100 видов кустарников и деревьев, фонтаны, каскады, фруктовый сад и теплицы, в которых выращивались абрикосы и персики. Такой памятник нужно было сохранить для потомков любой ценой, что мы и пытались делать. Я уже начала переговоры с руководством военного гарнизона о привлечении солдат к расчистке парка, как вдруг мне сообщили, что тогдашний первый секретарь обкома выразил недовольство: "Аксенова и так нахватала много. В этом здании мы устроим базу отдыха, будем принимать важных людей".
Сколько раз за свою жизнь я слышала это выражение - "нахватала"! Хотя ничего, кроме растущего объема работ и груза новых проблем, я не получала.
- Ну а как же вызвавшая в свое время такой ажиотаж "дача Аксеновой"?
- Наша семья имела неосторожность купить в деревне маленький деревянный полусгнивший домик за 500 рублей. Два отпуска ремонтировали его от фундамента до крыши. На все есть документы, квитанции. Но меня затаскали по комиссиям. Сколько проверяющих в деревню приезжали. Считали все до последнего гвоздя. Никаких нарушений не нашли... Наконец советско-партийная власть выдала мне такой аргумент: "Надо на вашем примере показать в области, что пора прекратить покупку домов. У человека должно быть одно жилище". Смешно? А нам тогда было не до смеха.
- Алиса Ивановна, вам доводилось быть экскурсоводом у многих известных людей. В том числе у Екатерины Фурцевой, Юрия Гагарина, Михаила Суслова, Дмитрия Устинова, Геннадия Зюганова, Михаила Касьянова, наконец, у Владимира Путина. Чем запомнились вам эти люди?
- Памятных встреч было много! Гагарин запомнился на удивление тихим, печальным, погруженным в себя...
Суслов - старик с холодным взглядом серых глаз, в узком черном пальто и резиновых калошах. Ночевал не в гостинице, а на железнодорожной станции в специальном вагоне. На просьбу оставить запись в книге почетных посетителей строго спросил: "Зачем"? Потом вывел одно слово - "М.Суслов".
Михаил Соломенцев, бывший в ту пору председателем правительства РСФСР, решил отобедать в трапезной Суздальского кремля. На столе была редька по-архиерейски, закуска дворецкая, щи по-царски, жаркое по-купечески, рыба по-монастырски... Соломенцев возмутился: "Что это такое? Кухня должна быть народной!" На следующей неделе в меню значилось: редька "Нерль", закуска по-суздальски, щи по-деревенски, жаркое по-крестьянски и просто блины.
Странное впечатление производит Зюганов: вроде бы волевое лицо мыслителя - сократовский лоб, но глаза... Без теплинки, без искры живого интереса.
А глаза Путина поразили - очень внимательные. Всегда отличишь, кто формально "интересуется", а кто непосредственно. Он умеет слушать, что дано не каждому высокопоставленному чиновнику, реагирует на шутку, моментально дает поручения по просьбам.
- Удивительно, что в этом списке нет Бориса Ельцина. Он же приезжал во Владимир...
- Приезжать-то приезжал, только молодой губернатор-демократ Юрий Власов, зная мою прямоту, побоялся допустить до президента. А с Борисом Николаевичем мы потом все же встретились. Он вручал мне орден "За заслуги перед Отечеством" в Кремле...
- За заслуги перед культурой и Отечеством вы награждены четырьмя орденами. А сколько раз вас снимали с работы?
- ...Но так ни разу и не сняли. Находились добрые, честные, порядочные люди, которые понимали меня. Крепкой опорой был всегда и скромный коллектив музейных работников. Это - бессребреники, влюбленные в Суздаль и в свое дело.
В 2004 году у нас будет большой юбилей - 150 лет со времени открытия музея во Владимире. Мечтаю вместе со своим коллективом достойно встретить ее.