НУЖЕН ЧЕТКИЙ ОТВЕТ

После того как президент России Владимир Путин предложил Александру Лукашенко два варианта объединения (в единое государство с единым президентом либо по схеме Европейского союза), среди политиков и политологов двух стран разгорелись споры.

В Минске представители политической элиты напуганы тем, что первый вариант - это потеря Белоруссией суверенитета. О неприемлемости этого способа объединения сказал и Лукашенко после возвращения из Москвы. Еще четче он выразил свою позицию через пресс-секретаря Наталью Петкевич, которая заявила: "Речь идет не об объединении, а о присоединении к Российской Федерации белорусских регионов". Она заметила, что "при такой постановке вопроса остается только автоматически внести изменения в паспорт в графу о гражданстве".
- Наконец-то в деле интеграции двух стран расставлены очень четкие акценты, - сказал корреспонденту "Труда" председатель либерально-демократической партии Белоруссии Сергей Гайдукевич. - Белорусский президент оказался сейчас в ситуации, когда ему, как никому другому, необходимо печься о суверенитете своего государства. Владимир Путин ясно определил условия, на которых Белоруссия может объединиться с Россией. И это очень понятно. У руля Российской Федерации находится здравомыслящий политик, прагматик, который прежде всего заботится о своем государстве. Что касается интеграционных процессов, то они ведь идут сейчас во всем мире, остановить их нельзя. Но схема вхождения Белоруссии в Россию на правах субъекта Федерации неприемлема, очевидно, ни для белорусского президента, ни для белорусских политических сил, ни для белорусского народа (как бы забывается, что президент РФ говорил все-таки не о "вхождении", а о референдуме на эту "тему". - Авт.). Следует ориентироваться, очевидно, на принципы Европейского союза...
В России же "первый вариант" получил поддержку практически всех сил, кроме коммунистов. Высказываясь за предложения, сделанные Владимиром Путиным, лидер группы "Народный депутат" Геннадий Райков сказал: "Это не ультиматум, а нормальные и очень четкие, деловые предложения, и белорусская сторона должна дать на них такой же четкий ответ". Вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада считает, что "Россию устраивают все три варианта", а ее коллега из СПС Александр Баранников даже заявил: "Я не ожидал столь смелого и решительного поступка со стороны Путина. Я горд за своего президента". Но вот депутат Анатолий Лукьянов от КПРФ - партии, которая активнее всех выступала за объединение двух стран, - считает, что Путина "подталкивают США, ФРГ и другие западные союзники делать те предложения, которые он высказал Лукашенко". Лукьянов отметил: "В России были намертво уничтожены Советы, а в Белоруссии сохранились и Советы народных депутатов, и их исполкомы". Такая вот логика.
В целом же пока четкого ответа из Минска нет. Однако госсекретарь Союзного государства Павел Бородин смотрит в будущее с оптимизмом: он считает, что президенты обязательно договорятся, что Россия и Белоруссия экономически уже живут в одном государстве - их топливно-энергетические комплексы интегрированы на 90 процентов, машиностроительные комплексы - на 75 - 85 процентов...