Увеличение расходов на школу (в самом широком ее понимании) позволит в 2,5 раза пополнить библиотечные фонды учебных учреждений, выделить дополнительно 70 процентов средств на приобретение оборудования для вузов, добавить еще 40 процентов к уже существующим нормативам на ремонт учебных зданий и общежитий. Решено в ближайшем будущем уйти от единой тарифной сетки и ввести новую, отраслевую систему оплаты труда педагогов. С 1 октября 2003 года ставки окладов возрастут на 33 процента. С 1 января 2003 года в три раза будут увеличены надбавки за ученые степени кандидатам и докторам наук. Уже с 1 сентября следующего года базовая студенческая стипендия составит 400 рублей (сейчас она - 200 рублей), а социальная стипендия для малоимущих вузовских студентов, введенная решением правительства более полугода назад, подравняется под 600 рублей. Таким образом, бедный "мученик науки" при хорошей успеваемости может получать в месяц около 1000 рублей.
Всей этой вселяющей некоторый оптимизм информацией министр образования Владимир Филиппов в преддверии нового учебного года поделился с журналистами. Владимир Михайлович выразил надежду, что в системе образования стабилизируется ставшая уже притчей во языцех ситуация с коммунальными платежами. Поскольку государство наконец берет на себя две трети расходов на эти нужды, оставшуюся треть учебные учреждения - по большей части это касается профессионально-технических училищ, техникумов и вузов - будут зарабатывать сами. Упомянул министр и о том, что, заботясь о физическом здоровье подрастающих россиян, правительство выделило 300 миллионов рублей на приобретение школьного спортивного инвентаря - футбольных и волейбольных мячей, шведских стенок и т.п.
Обычно руководители образования уже в середине августа любят рапортовать: "Все школы к учебному году готовы!". К сожалению, сказал В.Филиппов, в этом году с подобным рапортом приходится повременить. Некоторые школы Краснодарского края, подвергнувшиеся вторичному затоплению, вряд ли вообще откроют 1 сентября свои двери для ребят. Там водой заполнены складские помещения и подвалы, пострадали библиотеки, серьезно повреждена мебель. В Ставропольском крае, где наводнение произошло в июне, ситуация несколько лучше. Хотя не все школы отремонтированы после разгула стихии, уже известно, что 2 сентября за парты сядут все без исключения ученики, так как ребят из наиболее пострадавших районов примут другие школы.
По словам министра, никаких кардинальных новшеств в новом учебном году не будет. Эксперимент по единому государственному экзамену, прошедший в 16 регионах страны, пока останется экспериментом, правда, весной 2003-го к нему присоединятся уже 40 регионов. Но есть несколько важных решений, которые учебным заведениям предписано выполнять с 1 сентября 2002 года. Первое касается учебников - отныне школы могут приобретать только те, которые имеют гриф Министерства образования РФ - "рекомендовано" или "допущено". Второе решение является попыткой претворить в жизнь давнишнюю мечту министра - заставить школьников больше времени уделять своему здоровью. С нового учебного года у них будет не два, как раньше, а три урока физической культуры в неделю. Министерство обратилось к Госкомспорту с предложением разработать более интересную программу занятий физкультурой, где были бы не "нормы сдачи ГТО", а развивающие игры, популярные у молодежи виды спорта, упражнения, формирующие правильную осанку, телесную красоту. Руководителей школ попросили до 21 часа не закрывать спортивные залы, чтобы дети могли посещать их и во внеурочное время.
Владимир Филиппов сообщил, что 2 сентября новый учебный год начнется для 39,6 миллиона россиян - одни придут в учреждения образования учиться, а другие - работать. Первоклассников в этом году будет меньше, чем в прошлом - демографический спад, увы, продолжается. За последние 10 лет в России закрылось 2000 школ, а число обучающихся в начальной школе за 5 лет сократилось на 25 процентов. Сейчас в стране насчитывается 5609 школ, в каждой из которых учится менее 20 детей. В 2001 году у нас было 20 миллионов детей, а к 2008 году, по прогнозам демографов, их будет 14 миллионов. По мнению министра, нужно воспользоваться этим спадом (нет худа без добра?) и решить некоторые образовательные проблемы. К примеру, провести более четкое разделение школы на начальную, среднего звена и старшую. Школам разного уровня необходимы отдельные здания, свой, отдельный уклад.