ПОЙТИ К ДОКТОРУ ИЛИ ЕЩЕ ПОЖИТЬ?

Хотите верьте, хотите нет, но в Германии, гордящейся своей системой здравоохранения и привлекающей больных россиян со здоровым кошельком, ежегодно умирают по вине медиков 25 тысяч человек. Вполне могли бы еще пожить, а уходят на тот свет.

Эти печальные данные идут не от злопыхателей со стороны, а прозвучали на днях из уст Христиана Циммермана, президента Всеобщего союза пациентов (ВСП) ФРГ. Главной причиной он назвал финансовые проблемы и организационные неурядицы, идет ли речь о крупных университетских клиниках или о частных врачебных пунктах. Чтоб открыть такой пункт, нужно инвестировать как минимум триста тысяч марок - оборудование, аренда, затем расходы на вспомогательный персонал. Чтоб вырваться из долгов, как правило, банку, врачи стремятся "пропустить" максимальное число пациентов. "У нас, - горько заметил Х. Циммерман, - "трехминутная медицина". В этих условиях конвейерной, потогонной практики ошибки просто неизбежны.
Президент ВСП на основании детальных исследований точно расписывает основные группы больных, скончавшихся по вине медиков. Шесть тысяч из этих 25 тысяч досрочно умерли из-за того, что им были прописаны не те медикаменты, в которых они нуждались. Две тысячи погибли потому, что "в отношении их применялось рентгеновское облучение либо неправильно, либо без всякой необходимости". Вообще, подчеркивает он, тридцать процентов рентгеновских обследований в Германии излишни, но эта процедура дает возможность заработать врачам за счет больничных касс, в которые каждый житель ФРГ вносит ежемесячно в среднем 10-11 процентов заработка, в некоторые частные - еще больше. 7000 человек прощаются с жизнью в результате прямых ошибок анестезиологов, хирургов, акушеров и прочих врачей, но лишь отчасти из-за недостаточной квалификации - в принципе врачи в Германии подготовлены основательно, а по причине вроде бы несвойственной немцам слабой организации.
Наконец, десять тысяч ежегодно гибнут в немецких больницах - хотите верьте, хотите нет - из-за несоблюдения правил гигиены. Могу сослаться на личный опыт, когда в отличную клинику, основанную Круппом в Эссене, в двухместную палату, где лежал один пациент после тяжелейшей операции на головном мозге, к другому пришли гурьбой друзья и родственники, не снимая верхней одежды, не вытирая обуви - а происходило это в самый "грязный" месяц в Германии - в феврале. Абсолютно ту же самую картину я пережил и в университетской клинике Бонна: по коридорам и палатам бродят люди прямо с улицы. Далеко ли от палат до операционных или перевязочных? По коридорам и палатам постоянно ходят и уборщицы с ведрами, но это, чаще всего, не немцы, а представители африканских или азиатских народов, не в обиду им сказано, но со своими представлениями о чистоте.
Вот так и набирается 25 тысяч смертников каждый год. Медики в Германии жалуются на нехватку денег, но Христиан Циммерман, опираясь на фактические данные, утверждает, что "десять процентов всех медицинских услуг в стране оказываются лишь для того, чтобы увеличить доходы врачей". У тех, кто завоевал место под "медицинским солнцем", они весьма внушительные. У простого врача их не так уж и много. Если лечить, как говорится, от того, что болит, система здравоохранения в ФРГ сэкономила бы, по словам президента ВСП, не менее 25 миллиардов марок.
Огромное количество погибших, которые вовсе не были обречены на смерть, - большое горе для родных и близких, позор для медицины в цивилизованном государстве. Но еще и колоссальные траты, которые ложатся на систему здравоохранения. За ошибки врачей, медсестер и прочего персонала приходится выплачивать ежегодно до десяти миллиардов марок в виде штрафов, возмещения ущерба материального и морального, в виде пенсионных платежей малолетним, оставшимся без кормильца.
Ради справедливости и объективности скажу, что не все так скверно с медициной в Германии. Хватает врачей и больниц, самое тяжелое лечение обходится пациенту в гроши, если у него есть медицинская страховка. Обидно, конечно, бывает тем, кто многие годы платит солидные суммы в больничные кассы, но не пользуется их услугами. Но с другой стороны, - хорошо быть здоровым, хоть и несколько обедневшим. Зато случись болезнь, ты застрахован, спасен, если, конечно, не попадешь в эти самые 25 тысяч, о которых рассказал Христиан Циммерман, человек, несомненно, знающий то, о чем говорит.