На фоне удорожания жизни Госдума разрешила дачникам разводить на дачах птицы и кроликов
Исследовательский холдинг «Ромир» сообщил, что наша жизнь продолжает дорожать: за неделю с 11 по 17 июля расходы населения выросли на 6%, а средний чек за один поход в магазин — на 4,6%. Индекс недельных расходов составил 5589 рублей. При этом, по данным Росстата, модальная зарплата — та, которую получают большинство работников, — в разных регионах составляет лишь 15-20 тысяч рублей. То есть расходы превышают доходы.
Между тем Госдума приняла закон, которым разрешила российским дачникам «использование садовых земельных участков для выращивания птицы и кроликов при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил». Документ подписан президентом и опубликован на портале правовой информации.
Тут впору вспомнить фразу из фильма «Начальник Чукотки», произнесенную комсомольской активисткой на митинге: «423 кролика — это в целом корова!». Или священника отца Федора Вострикова из «12 стульев». Тот, прочитав в животноводческом журнале, что мясо кроликов нежно, как у цыпленка, а плодятся они во множестве, обзавелся дюжиной производителей и перевел свое семейство на жесткую диету: «Из кроликов приготовляли жаркое, битки, пожарские котлеты; кроликов варили в супе, подавали к ужину в холодном виде и запекали в бабки...» Но далее обнаружилось, что «при переходе исключительно на кроличий паек семья сможет съесть за месяц не больше сорока животных, в то время как ежемесячный приплод составляет девяносто штук».
Как видим, отцу Федору, который по нынешним временам должен был получить статус самозанятого и скромный налог в 4-6%, не хватало лишь организованного сбыта. И вот на днях вице-премьер Виктория Абрамченко поручила федеральным ведомствам «проработать возможность реализации в торговых сетях сельхозпродукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах». Правда, вице-премьер имела в виду не столько мясо, сколько овощи и фрукты. Но справедливо отмечала, что «фермерские хозяйства играют немалую роль в развитии агропромышленного комплекса страны. На их долю приходится около 14% всего объема производства сельскохозяйственной продукции».
Такой подход может быть актуальным и для личных подсобных хозяйств. «Сельские жители смогут продавать свою продукцию в местных магазинах, — поддержала идею глава Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов Ольга Башмачникова. — Сейчас люди как физлица не могут реализовывать свои овощи в рознице, для этого нужны юридический статус и декларация соответствия техрегламентам о безопасности, которая возложит ответственность за безопасность продуктов на огородников».
Но председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Калужской области Бабкен Испирян сомневается в реализации плодотворной дебютной идеи. «Я не представляю, как этот вопрос будет решаться. Сегодня продукция личных подсобных хозяйств и так поступает на потребительский рынок либо через перекупщиков, либо через продажу самим огородником на рынке. Если говорить о поставке с огорода торговым сетям, мне сложно представить схему, которая была бы интересна и производителю, и торговым точкам. Тогда необходимо обеспечить частников одинаковыми семенами, технологией выращивания, нужны одновременная уборка урожая и закладывание на хранение в специально построенные хранилища».
Профессиональный фермер полагает, что эффективнее было бы сосредоточиться на традиционных производителях, дав им дополнительную поддержку. Если бы был решен вопрос сбыта их выращенной продукции по минимальной гарантированной цене, обеспечивающей прибыль, это дало бы колоссальный рост производства.
«Скажу откровенно: личные огороды я видел только в Зимбабве и в России, — включается в дискуссию издатель «Крестьянских ведомостей», доцент Тимирязевской сельхозакадемии Игорь Абакумов. — В остальных странах люди вокруг дома выращивают цветы и хвойники. А на полях фермеры возделывают капусту, морковку, картофель и лук. Почему так? Потому что частный огород — это такая форма недоверия крестьянина государству. Мол, хоть что-то свое, что дает гарантии не остаться совсем без еды».
Мировой опыт показывает, что вовлечение населения в самоснабжение страны продуктами питания с личных огородов, садов, птичников и крольчатников не даст массовой прибавки конечного продукта по приемлемым ценам. Но Россия и тут идет своим путем.
Тем не менее вернемся к торговле. В нынешнем году, по данным Минпромторга, общее число площадок, задействованных для проведения ярмарок, составляет 11,5 тысячи. Два года назад их было на треть меньше. А нынче в одном только Подмосковье в летние месяцы ярмарки в городских округах исчисляются десятками. Здорово? Однако в России более тысячи городов, и примерно в четверти никаких ярмарок не бывает совсем. То есть потенциал для дальнейшего роста немалый.
Так что разводите кур и кроликов, граждане!