Почему чемпионат мира по легкой атлетике мы смотрим лишь краем глаза?
Чемпионат мира по легкой атлетике вышел на финишную прямую. Чрезвычайно интересные события развиваются как на беговых дорожках и секторах университетского стадиона «Хейворд Филд» в американском Юджине, так и за его кулисами. Увы, наше ТВ освещает происходящее очень скупо и странно, скороговоркой. Целые вечера нам показывают бесконечные бои на ринге. Лишь изредка диктор главного спортивного канала с серьезным выражением лица изрекает что-нибудь. Например: «в отсутствие атлетов из РФ и Белоруссии весь пьедестал почета в беге на 100 метров достался спринтерам из США». Звучит нелепо, учитывая, что время третьего призера — 9,88 секунды, тогда как действующий рекорд России 10,10 установил Николай Юшманов еще в 1986 году, а 20 лет спустя его повторил Андрей Епишин...
Тем временем всегда доброжелательная и экстравагантная малышка (152 см!) Шелли-Энн Фрейзер-Прайс превзошла великого земляка Усейна Болта: ее золото, завоеванное в Юджине на 100-метровке, стало десятым на летних чемпионатах мира. А впереди у Шелли еще финалы на 200 метров и эстафете 4 по100. В предварительном забеге на полкруга она показала великолепные 21,80 секунды, явно сбросив скорость на финише.
А европейские средневики опять опровергли расхожее мнение о том, что в беге на выносливость у белых нет никаких шансов против уроженцев африканских высокогорий. На финише полуторки борьбу за победу вели олимпийский чемпион норвежец Якоб Ингебригтсен и белый британец Джек Уайтмен, показавшие, соответственно, очень высокие результаты: 3:29,47 и 3:29,23. Африканцы остались далеко позади. И тут важно отметить: оба атлета с юных лет засветились на высоком международном уровне, тогда как мы знаем многих скороспелых бегунов с Черного континента, возникающих ниоткуда с феноменальными результатами и вскоре пропадающих в никуда.
Еще один норвежец, мировой рекордсмен в беге на 400 метров с барьерами Карстен Вархольм уверенно лидировал в финальном забеге, но на финишной прямой его обошли сразу шестеро соперников. Первым оказался бразилец Элисон дос Сантос — 46,29 (у Вальхома, напомним, на счету феноменальные 45,94 секунды). Так быстро в России мужчины нечасто бегут 400 метров и без барьеров...
Украинка Ярослава Магучих, раздававшая в Юджине интервью налево и направо, в секторе для прыжков в высоту не совладала с нервами, уступив золото Элеанор Паттерсон, взявшей с первой попытки 2,02. Опытная австралийка, вернувшись в легкую атлетику после долгого перерыва, демонстрирует не только стабильные, хотя и не сверхвысокие результаты в секторе, но и житейскую мудрость. Сразу после победы она заявила: «Мне неприятно видеть, что кого-то — с их великими талантом и заслугами — на чемпионате мира нет. В конце концов, спорт стал таким политическим». Понятно, о ком речь. Без нашей олимпийской чемпионки Марии Ласицкене никакая победа в секторе не кажется безоговорочной.
Как, впрочем, и без россиянина Ильи Иванюка и белоруса Максима Недосекова, которые вполне могли бы попасть на пьедестал в прыжках в высоту, где в отсутствие сильнейших конкурентов с результатом 2,37 уверенно победил катарский кузнечик Мутаз Баршим, ставший в третий раз подряд победителем чемпионата мира. Отметим и двойной успех литовцев: второе место в метании диска занял старший сын великого Вергилиуса Алекны 19-летний Миколас, бронза у его земляка Андрюса Гудзюса. А победил словенец Кристьян Чех. Вот как прокомментировала главный международный старт сезона и. о. президента Всероссийской федерации легкой атлетики Ирина ПРИВАЛОВА:
— Я из принципа не слежу за чемпионатом в Юджине. Без российских спортсменов он мне абсолютно не интересен — от слова «совсем»! Думаю, с мотивацией у нас все и так нормально. Уже подрастает целое поколение, которое живет под санкциями, ведь они действуют шесть лет. Еще столько же под ними пробудут — и ничего не случится. Сложно в принципе сравнивать их и наши соревнования — разные условия, разная конкуренция. Когда тебя подстегивают со всех сторон, ты вынимаешь из себя дополнительные ресурсы, казалось бы, из ниоткуда, а так: В общем, я предпочитаю больше ничего не сравнивать. Мы начали развивать легкую атлетику во всероссийском масштабе, поднимать ее с детского возраста — вот и надо продолжать, а результаты обязательно придут. В ближайших планах — чемпионат России, который пройдет 2-5 августа в Чебоксарах, и финал Спартакиады в Челябинске в конце августа. На этих стартах выступят все наши сильнейшие спортсмены, тогда и будет о чем поговорить...
При всем уважении к прошлым победам и к нынешнему, весьма взвешенному и осмотрительному поведению Ирины Приваловой на ее руководящем посту, заявления из уст главы ВФЛА насчет того, что чемпионат мира нам неинтересен, можно объяснить разве что обидой на несправедливое отстранение россиян и белорусов от мировой арены. Ведь даже лидеры сборной России пока что в нынешнем сезоне в целом показывают довольно скромные результаты.
Санкции санкциями, но наша легкоатлетическая школа имеет славные традиции, многие успешные в прошлом тренеры продолжают работать, а наши ведущие атлеты (по заверениям самой Ирины Анатольевны) продолжают получать денежное довольствие из госбюджета. Но пока что помимо упоминавшихся прыгунов в высоту лишь прыгунья с шестом Анжелика Сидорова с результатом 4,86 могла бы претендовать на золото в Юджине. В большинстве же дисциплин результаты россиян не соответствуют даже уровню квалификаций А и В, с которыми допускали на чемпионат мира атлетов из разных стран. Не смотреть, не сравнивать, не учиться у лучших в мире — вряд ли такая позиция плодотворна.
Что же, будем надеяться, что пик формы наших атлетов рассчитан на август. И в Чебоксарах, а потом в Челябинске они порадуют нас высокими результатами. Ведь надо быть готовыми, что когда-нибудь и россиян допустят на чемпионаты мира и на Олимпийские игры...