Литературный обзор
«Так много девушек хороших, а тянет все же на плохих:», — переиначивали остряки старый советский хит. Так много людей интересных, с яркой судьбой, а на телеэкранах из одного шоу в другое кочуют одни и те же персонажи с надоевшими рассказами о своей никчемной жизни. Хотя есть, есть возможность расспросить людей незаурядных!
Тим Пик. Спросите у космонавта.
М.; «Рипол Классик», 2018
Ему есть что рассказать. Он бегает марафоны, ходит в горы и в пещеры. А еще Тим Пик, пройдя жесточайший отбор (полторы тысячи человек на место!), стал единственным в Великобритании космонавтом. Провел в командировке на МКС 186 суток. А вернувшись, придумал замечательный способ поделиться впечатлениями с читателями: запустил в соцсетях хештег #askanastronaut, с помощью которого отбирались вопросы Тиму. Получилось одно большое интервью с человечеством — с массой интересных вопросов и ответов. Плюс оригинальные фотографии, рисунки и диаграммы, делающие эту книгу очень современной. В принципе, Тим предложил универсальный и не слишком сложный метод написания книги. Для этого даже не обязательно летать в космос. Главное, чтобы тебе было о чем поведать людям.
Олег Хлебников. Заметки на биополях: книга о замечательных людях и выпавшем пространстве.
М. : Время, 2018
Поэт и журналист в этой книге выступает в жанре «о времени и о себе». Тут документальная повесть «Три отца и много дядек», поэма «Улица Павленко» — о соседях по даче в Переделкино и эссе «Ушедшие поэты». Откровений и малоизвестных подробностей с избытком. У нахального мальчишки из провинции в 20 лет вышел сборник стихов. Под крыло его взяли Борис Слуцкий и Александр Межиров, а Давид Самойлов поселил в своей квартире. Дальше будет дружба с Вознесенским, Евтушенко, Битовым, распевание песен с Окуджавой и еще много что.
В начало повести Хлебников — математик по образованию — вставил белый стих про «пятимерный шар» о том, как память «позволяет пренебрегать поступательным движением по оси времени и оказываться в самых разных ее точках». Как это работает? Вот тебе Сталин, колющий после побега из ссылки дрова на дворе у его бабушки, а вот написавший «Коммунисты, вперед!» Межиров, эмигрировавший в Америку.
Переделкинская поэма, несмотря на «пояснения» — это как тот самый чемодан без ручки, который вроде уже не нужен, а выкинуть жалко.
Джон Ле Карре. Голубиный туннель. Истории из моей жизни.
Corpus, 2018
Кто не знает корифея детективного жанра, бывшего сотрудника МИ-6? Но одно дело следить за его героями, рыцарями плаща и кинжала, ведущими вечную битву, невидимую остальному человечеству. И совсем другое — погрузиться в воспоминания, в истории из жизни самого автора. Многим сюжетам позавидует и Джеймс Бонд, а какие имена, адреса, какие встречи! Здесь Джон Ле Карре легко переносится из Германии 60-х в Россию 90-х, беседует с Маргарет Тэтчер и Ясиром Арафатом, спорит со Стэнли Кубриком и Фрэнсисом Фордом Копполой, вспоминает рано ушедшую мать и отца-авантюриста...
Сам он сравнивал шпионаж с журналис-тикой: обе профессии ставят целью сбор информации, а вся эта стрельба и поножовщина не имеет большого смысла. А как вам такая цитата? «Взять хотя бы Афганистан! Мы наняли мусульманских экстремистов, чтобы они помогли нам бороться с русскими. И выпустили на волю демона. Любое силовое вмешательство — очень опасная игра, а его последствия чаще всего постыдные».
Чем больше погружаешься в «Голубиный туннель», тем больше мучит вопрос: если судьба уготовила ему такие виражи и таких собеседников, зачем надо было тратить силы на придумывание невероятных сюжетов для своих литературных шпионов?