21 июля 1906 года Петра Аркадьевича Столыпина назначили главой Совета министров. Чем не повод сравнить нынешних чиновников с тяжеловесами прошлого
Ровно 111 лет назад, 21 июля 1906 года, Петра Аркадьевича Столыпина назначили главой Совета министров. В стране начались реформы. Чем не повод сравнить нынешних чиновников с тяжеловесами прошлого и спросить, какими качествами должен обладать премьер-министр современной России?
Павел Пожигайло, президент Фонда изучения наследия Петра Столыпина, директор Всероссийского хорового общества
— Итоги деятельности Столыпина известны: огромная страна вышла из кризиса и мощно двинулась вперед. Мы вышли на первое место по продаже хлеба. В той России многое делалось для того, чтобы раскрыть потенциал народа. Революционная буря 1905 года успокоилась не кнутом, а столыпинскими реформами. Тогда простой работяга поверил в перемены. И в этом коренное отличие той ситуации от нынешней. Правительство в современной России даже не пытается пробудить новые экономические силы, дать шанс им раскрыться. Трудно, почти невозможно легально вести свое дело. Бурная деятельность кабинета сводится к введению все новых и новых налогов. Так и хочется сказать: ребята, хватит ломать комедию, национализируйте экономику, и дело с концом. Как и 100 лет назад, стране нужна судебная реформа. У премьера достаточно возможностей, чтобы ее провести, но и тут все замерло. Пример Столыпина показал: если ты политик и патриот — будь решительнее. Пожелал бы этого новому премьеру.
Евгений Ясин, экс-министр экономики РФ, экономист
— Проблема в том, что сегодня у нас премьер — это первый подчиненный президента. Хорошо это в такой крупной стране? Не уверен. Столыпин имел смелость отстоять свои идеи перед императором. Кажется, таких качеств у Дмитрия Анатольевича нет.
Дмитрий Орешкин, политолог
— Премьер должен создавать макроэкономическую среду в стране. Это понимал Столыпин, затеяв великое переселение народа в интересах и страны, и людей. А что мы видим? В Москве и прилегающих областях живут 20 млн человек, скоро дойдет и до 30 млн, а вся Россия — меньше 150 млн. Выходит, 15-20% сконцентрированы в одном месте, и эта тенденция — нарастающая. В свое время Дмитрий Медведев пытался решить эту проблему, были проекты агломераций. Но дело заглохло. Как и многие другие, которые откладываются до лучших времен, а те все не наступают.
Павел Кудюкин, экс-замминистра труда и занятости населения, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность»
— В современной России почти все премьеры — фигуры технические. Главные критерии в их отборе — лояльность и услужливость. В этом смысле Дмитрий Анатольевич отлично справляется. А Столыпин — редкий пример самостоятельного главы правительства. С ним уместно сравнить, пожалуй, Черномырдина и Примакова.
Ольга Крыштановская, доктор социологических наук
— Премьер должен быть менеджером — и это главное. У нас безобразная бюрократическая логистика: куча форм, бумажек на всех уровнях — от районных поликлиник до высоких кабинетов. Нет налаженной коммуникации чиновников друг с другом и с народом. А это ведет к пробуксовке интересных идей в экономике и политике. Очень многие решения принимаются спонтанно, непродуманно. Эффективно руководить правительством без опыта работы в бизнесе, хозяйственных структурах невозможно.