По данным источников РБК, толчок к бегству бывших руководителей «Роснано» дал домашний арест экс-главы госкомпании Леонида Меламеда, подозреваемого в растрате 300 млн руб
Пятеро топ-менеджеров «Роснано», в разное время сотрудничавшие с Анатолием Чубайсом, покинули Россию, - сообщил в среду, 22 июля «РБК». Управленцы госкорпорации начали уезжать из страны после того, как стало известно о задержании и последующем домашнем аресте бывшего главы «Роснано» Леонида Меламеда, также тесно сотрудничавшего с Чубайсом.
В числе уехавших из России СМИ назвали имена Дмитрия Журбы, бывшего финансового директора РАО «ЕЭС», который перебрался в Великобританию, и Андрея Малышева, ранее занимавшего пост зампредседателя «Роснано» и возглавлявшего «Группу Е4». Источники РБК сообщили, что директор по инновационному развитию «Роснано» Юрий Удальцов в настоящее время находится в европейской командировке, из которой, вероятно, не станет возвращаться на родину. Также сообщается, что в одну из постсоветских стран Восточной Европы выехал Яков Уринсон – член правления «Роснано» и Фонда развития инфраструктурных и образовательных программ. Наконец, по данным информаторов агентства, за рубеж отбыл экс-зампред «Роснано» Андрей Раппопорт, который в настоящее время возглавляет бизнес-школу «Сколково».
Издание отмечает, что отъезд бывших коллег Чубайса и Меламеда в связи с возбуждением уголовного дела в отношении последнего подтвердили пять разных источников, близких к руководству «Роснано».
«Они выталкивают людей. Мне нравится смелость нашей власти, которая говорит: «Не нравится – уматывайте». Ну, мы умотаем, а вы-то с кем останетесь?», – пожаловался агентству один из бизнесменов, сотрудничавших с госкорпорацией.
О задержании Леонида Меламеда СМИ стало известно в начале июля текущего года. По версии правоохранительных органов, бывший глава госкорпорации может быть причастен к афере и хищению от 220 до 300 миллионов рублей.
Следователи выяснили, что Меламед принял на работу в «Роснанотех» (такое название носило «Роснано» до 2011 года) своих подчиненных из компании «Алемара» - Андрея Малышева и Святослава Понурова, наделив их правом принимать ответственные решения. После ухода Меламеда с поста главы «Роснано» и передачи этой должности Анатолию Чубайсу в 2008 году, Малышев и Понуров, по данным следователей, заключили договор об оказании экспертно-консультационных услуг с компанией своего бывшего босса.
«Проще говоря, увольняясь из «Роснано», Меламед создал все условия, чтобы бюджетные средства были перечислены в подконтрольную ему фирму, обеспечив себе таким образом «золотой парашют», – объяснил журналистам предполагаемую мошенническую схему официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Обозреватели отметили, что в день суда по вопросу об избрании меры пресечения, следствие внезапно изменило позицию и не стало добиваться заключения Меламеда в СИЗО на время расследования. Однако такое миролюбие следственных органов, похоже, не успокоило бывших коллег предпринимателя, которые предпочли не тянуть с отъездом из России.
Обозреватели отмечают, что вопросы к руководству «Роснано» зрели давно. По официальным данным, в период с 2007 по 2012 год госкорпорация потратила 196 миллиардов рублей. Притом на кредитование российских компаний и научно-исследовательских институтов было выделено всего 34,4 миллиарда. Значительно больше средств «Роснано» вложило в финансирование зарубежных фондов – 47 миллиардов. При этом госкорпорация отказала в финансировании ряду ведущих российских научных организаций.
В 2012 году Счетная палата провела аудиторскую проверку госкомпании и выявила ряд подозрительных схем, посредством которых руководство «Роснано» могло выводить бюджетные средства. Материалы проверки были направлены в МВД, Генпрокуратуру и ФСБ. В феврале прошлого года генпрокурор Юрий Чайка сообщил о возбуждении трех уголовных дел на основании этих данных.
Анатолий Чубайс, в свою очередь, выступил с критикой аудиторов, заявив, что считает их «замечания» несправедливыми. Комментируя решение суда о помещении Леонида Меламеда под домашний арест, Чубайс также отметил, что не считает это решение правильным: по его мнению, суд поступил с его бывшим подчиненным слишком сурово. «И домашний арест считаем избыточным», - заявил глава «Роснано».