Главные награды Тамбовского театрального фестиваля предназначены исключительно для провинциальных артистов
Говорят, в России все делается с оглядкой на Москву. А уж если общероссийский фестиваль — основные призы обязательно уйдут в столицу. Так, да не так: например, главные награды Тамбовского театрального фестиваля — звания «Актер России» и «Актриса России» — предназначены исключительно для провинциальных артистов.
Тамбов — город фестивальный. Есть фестиваль чтения «Книги открывают мир», два музыкальных — имени Рахманинова и «Песни над Цной» (хоровой). А театральных целых три: молодежный — «Виват, театр!», международный кукольный — «Преданья старины глубокой» и главный актерский фестиваль провинциальной России — имени Н.Х. Рыбакова. Тут даже вице-губернатор Сергей Чеботарев — лауреат премии «Золотая маска» за вклад в развитие отечественного театра. Кстати, он же — инициатор Рыбаковского смотра.
Финансирование культуры напрямую зависит от властей предержащих. Если глава региона — заядлый спортсмен, он скорее еще один спорткомплекс отгрохает, чем отремонтирует заслуженный губернский театр, которому полторы, а то и две сотни лет. И это еще не худший вариант: обычно руководство ничего, кроме коммерции, не интересует, оно под гипермаркет хоть театр, хоть стадион отдаст. Зачастую награда, привезенная с фестиваля, становится самым весомым аргументом, с помощью которого театр может обратить на свои проблемы внимание местного руководства. Так, строительство нового здания для драмтеатра в маленьком Кудымкаре (30 тысяч населения, 200 км до краевого центра — Перми) началось только после того, как за два года труппа собрала целую охапку всяческих премий, включая звание «Актриса России», присвоенное Галине Кудымовой на Рыбаковском фестивале 2013 года.
Театральные зарплаты — не менее больной вопрос. Хорошо там, где культурное руководство региона дает добро на использование балльной системы, когда учитываются не только выходы на сцену в репертуарных спектаклях, но и авторские программы, концерты, моноспектакли, которые актер придумывает сам, увеличивая интерес публики к родному театру. И тогда вместо стандартных 8-10 тысяч можно заработать 30-35, что для провинции очень много. Но таких регионов в России — от силы полтора десятка. Из почти сотни.
Фестиваль имени Рыбакова — актерский. На четыре главные номинации — «Актер России» и «Актриса России», «Признание» и «Надежда Союза» (в смысле Союза театральных деятелей РФ) — номинируются только актеры провинциальных театров. Соучредителем фестиваля является Малый театр. И это не случайно. Н.Х. Рыбаков был выдающимся трагиком середины XIX века. Островский сделал его прообразом Несчастливцева в одной из лучших своих комедий — «Лесе». Николай Хрисанфович, с успехом игравший и в Малом, и в Александринском, все же предпочел столичным подмосткам провинциальные, его творческий путь завершился в Тамбове, и теперь о нем помнят, пожалуй, только специалисты. Сколь часто известность «губернского таланта» меньше истинного масштаба его дарования! И так до сих пор.
У актеров из глубинки нет возможности сниматься даже в сериалах (художественная ценность подобных опусов — вопрос отдельный), о «большом метре» и говорить не приходится. Равно как и о гастролях, в том числе столичных, которые в былые времена находились в порядке вещей. Можно только пожалеть о том, что московский зритель не увидит нынешних лауреатов: тонкого и мудрого Сергея Блохина-Лопахина в пленительном, свободном от пыльной хрестоматийности «Вишневом саде» Нижегородского театра драмы и обладающую редким по нынешним временам трагедийным даром Галину Репную, сыгравшую маменьку Арину Петровну в завораживающем саспенсе «Господа Головлевы» Пензенской драмы. Тамбовский фестиваль — по сути провинциальный аналог «Золотой маски». Не только потому, что сравним с ней по степени охвата, но и потому, что со знаменитым столичным собратом они составляют два параллельных, непересекающихся мира. Зазвать к себе экспертов из Москвы — задача малореальная. Они ведь, эксперты, на европейский формат заточены, им «новые формы» подавай, и чем эпатажнее, тем лучше. А провинциальный зритель этого не любит. Нет, он вовсе не против экспериментов, но при этом унижать и оскорблять свои чувства не позволит. Привычный для столичных режиссеров фортель «раз вам не нравится мой спектакль, значит, дураки вы все» в глубинке не проходит.
— Здесь театр обязан считаться со зрителем, — делится Петр Куликов, директор Тамбовского драматического театра, на сцене которого идут конкурсные спектакли фестиваля. — Человек идет в театр, чтобы увидеть историю про себя самого. Сможет он себя «вставить» в происходящее на сцене, будет сопереживать персонажам — простит и какие-то режиссерские огрехи, даже изъяны драматургии. Только фальши он актеру не простит. За восемь лет Рыбаковский фестиваль обрел и своего зрителя, и авторитет у профессионалов. И если о чем-то и можно жалеть, так это о том, что коллег из Мурманска или, допустим, Хабаровска мы к себе пригласить пока не можем...
И причина этого банальна: фестивальный бюджет весьма ограничен, ведь пока смотр проводится на средства региона. Хорошо еще, что в городе есть несколько неравнодушных к искусству деловых людей, которые оказывают посильную помощь. Вот так, местными усилиями, и удается тянуть дело всероссийского значения.