Любителям жить в роскошных апартаментах скоро придется раскошеливаться. На сей раз о налоге на элитную недвижимость заговорили сразу в двух высоких инстанциях — правительстве и Общероссийском народном фронте. Поэтому высока вероятность, что поправки в налоговое законодательство будут приняты на осенней сессии, после чего обитателям Остоженки и Рублевки придется иметь дело с фискальными службами. Вот только не понятно, по каким критериям им придется платить за квадратные метры.
Никакие законы не проходят в нашей стране так трудно, как касающиеся материального ограничения элиты. Упомянутое введение налога на роскошную недвижимость обсуждается уже 15 лет. Еще Александр Починок, занимая в 1999-2000 годах кресло министра по налогам и сборам, прилюдно грозился сесть на вертолет, сфотографировать подмосковные замки и обложить их серьезным оброком. Может быть, потому он так недолго продержался в этом кресле, что был в этом отношении настроен слишком решительно.
С тех пор налог на роскошную недвижимость не раз обсуждался в Думе и в правительстве. В конце концов президент Владимир Путин в апреле 2013 года недвусмысленно заявил, что такой налог обязательно должен быть. Однако только месяц назад правительство внесло в Думу свою концепцию налоговой реформы, которая в таком виде, по сути, является профанацией. Кабмин предлагает взимать повышенный налог в размере 2% с недвижимости, чья кадастровая стоимость превышает 300 млн рублей. Все остальные будут платить ставку 0,1%. Учитывая, что кадастровая стоимость может быть вдвое меньше реальной, наше правительство, по сути, официально заявляет, что коттедж реальной стоимостью до 17 млн долларов роскошью не является. Здесь надо бы поставить смайлик. Как и большинству россиян, мне трудно даже предположить, что можно отгрохать за такие деньги. Построенный одной моей знакомой дом на Истре стоимостью около 1 млн долларов — это просторный двухэтажный особняк с шестью спальнями и спортивным залом на втором этаже, гостиной с камином, столовой и сауной на первом и винным погребом в подвале.
Для сравнения: в Великобритании весной этого года либеральные демократы предложили ввести налог на элитную недвижимость стоимостью более 2 млн фунтов стерлингов в размере 1% в 2015 году. Однако предложение вызвало бурное сопротивление. Во Франции недвижимость считается элитной, когда ее цена превышает планку в 770 тысяч евро.
Налог на элитную недвижимость собирается по прогрессивной шкале и составляет от 0,55 до 1,8% в год. Например, за коттедж стоимостью 2,5 млн евро приходится выкладывать около 12 тысяч евро в год.
Это не говоря о том, что в развитых странах имеется прогрессивная шкала налога на прибыль и на доходы. В этом случае отдельного налога на роскошь, как в Англии и Германии, может и не существовать.
На фоне вышесказанного первой реальной и внятной инициативой можно назвать предложение ОНФ. Сопредседатель центрального штаба фронта Александр Бречалов полагает справедливым считать элитной недвижимостью квартиры и коттеджи площадью свыше 500 квадратных метров. При этом ставка налога предусматривается дифференцированной: чем больше площадь, тем дороже хозяин платит за квадратный метр. Собственно, как это уже происходит с лошадиными силами при рассчете подорожного налога.
«Мы считаем несправедливым, когда владелец дома в 50-100 квадратных метров платит почти столько же, сколько собственник роскошного особняка в 3 тысячи квадратных метров на Рублевке», — сказал Александр Бречалов. Он уточнил в беседе с корреспондентом «Труда», что осенью будут подготовлены соответствующие поправки в закон. И добавил, что сборы от налога на элитную недвижимость предлагается потратить в первую очередь на переселение людей из ветхого и аварийного жилья. В подобном переселении остро нуждаются 777 тысяч российских граждан.
Конечно, остаются вопросы. Например, 500 квадратных метров — это совокупная недвижимость одного человека или площадь одного дома или квартиры? Какую именно процентную ставку налога на элитную недвижимость предлагает ввести ОНФ? И будут ли в налоге послабления для небогатых людей, владеющих домом с большим метражом? Например, обменявшими доставшуюся по наследству квартиру на Тверском бульваре на очень большой дом под Костромой.
Все эти вопросы мы задали лично Александру Бречалову. К сожалению, исчерпывающих ответов у него не оказалось. Зато он заверил «Труд», что в ближайшие дни в ОНФ будет создана и начнет действовать рабочая группа, которая как раз поставит точки над i как в принципиальных вопросах, так и в деталях. Ну что ж, подождем.