Формальная причина, считают участники процесса, процедурные нарушения в оформлении иска. Реальная же, полагают они, заключается в том, что решения по этим искам абсолютно очевидны, а их исполнение может привести к остановке предприятия. Чего его владелец Дмитрий Мазепин допускать пока не хочет.
Для юридического и судебного сообщества ничего удивительного в таком решении Воскресенского суда нет. Про холдинг "Уралхим", в который входит ВМУ, уже ходят легенды, а некоторые судьи вообще всеми силами отбиваются от дел, в которых одной из сторон выступает "Уралхим" или ВМУ. Если вспомнить последние решения судов с этими участниками, то ничего другого, как недоуменно развести руками, просто не остается.
Например, приходит нотариус в офис "Уралхима" вручать документы. Приходит с представителем охраны, помощниками, журналистами и даже видеоператором. Офис закрыт, хотя и рабочее время. Нотариус обращается в суд, установите в заседании факт моего присутствия. Вердикт суда: "Вас там не стояло". Свидетели есть, видеозапись есть, но для суда это не аргументы. Или вот еще ситуация, кипрский оффшор, на 99 % владеющий холдингом "Уралхим", подает сразу три иска к "Уралхиму", о признании недействительными трех сделок по приобретению контроля над ВМУ.
Живут муж с женой, у них контракт, муж выплачивает жене содержание. Она пошла, купила себе дорогое платье, сезон носила, десять раз стирала-перестирывала. И тут муж подает на нее в суд, что превысила она свои полномочия и не имела по контракту права покупать себе. Если суд признает правоту мужа, с мнением которого полностью согласна "провинившаяся" жена, то бедный бутик будет вынужден выкупить у нее застиранное донельзя платье по номинальной цене. Действия кипрского оффшора Мазепина и его производственного подразделения российского холдинга "Уралхим" наталкивают на схожие аналогии.
Уже год как ВМУ добивается в судах долгосрочного контракта на поставку ему сырья от ОАО "Апатит" по фиксированной цене в объеме 1 млн. тонн в год. Много судов уже выиграл, сейчас дело рассматривает Высший арбитражный суд. Возможно, что задумка "Уралхима" заключается в стремлении установить контроль над потоком сырья и впоследствии перепродавать его на открытом рынке по мировым ценам.
Думать не надо, заводы не нужны, бери товар по 3000 рублей, да продавай по 200 евро. Если кто-то хочет есть, даем рекомендацию, идите в Арбитражный суд и требуйте решения, чтобы Макдональд вас лично бесплатно кормил в течении трех лет.
Есть такое понятие в нашем праве, как добросовестный приобретатель. Но много ли найдется сегодня людей, кто отважится назвать таковым "Уралхим" или ВМУ? Зачем инвестировать, обновлять производство, сохранять рабочие места, если можно пойти в суд и на много лет обеспечить себе безбедную жизнь за чужой счет, перепродавая товар?
ВМУ ходит по судам, добиваясь от ОАО "Апатит" контракта на 1 млн. тонн фосфорсодержащего сырья в год. Когда-то, в лучшие времена "Воскресенские минудобрения" за счет плановых капвложений действительно могли перерабатывать по 800-850 тыс. тонн апатитового концентрата в год, выпуская 1 млн. тонн удобрений в год. Но сейчас времена совсем другие, государство частные компании инвестициями не балует. Разваливающийся завод за первое полугодие еле-еле произвел 150 тыс. тонн продукции и "заработал" на этом почти 1,5 млрд. рублей убытков. Зато перепродажа апатитовым концентратом вполне может принести доход в 3,5 - 4 млрд. рублей в год. Только вот что непонятно, с какой стати ОАО "Апатит" должен идти на это?
Сегодня ВМУ находится не в самом лучшем состоянии. Аммиачные системы остановлены по предписанию Ростехнадзора, остановлены навсегда. Отработав свыше 6 лет за пределами нормативных сроков они стали просто взрывоопасны. Из двух сернокислотных систем работает только одна, да и та на грани технологической аварии.
Печь по сжиганию серы запускают на одну неделю в месяц, выводят на режим, нарабатывают 10-12 тыс. тонн кислоты, затем печь глушат. Ведь этой кислоты хватает на целый месяц. Н здесь необходимо пояснить, что печь по сжиганию серы разогревается примерно двое суток и в это время в атмосферу летит огромное количество окиси серы и сернистого ангидрида. Зато при выходе печи на стационарный режим все это исчезает, так как технология превращает эти вещества в серную кислоту. При остывании печи происходит тоже самое, но в меньших размерах и длится около суток. Итого, из 7-8 дней работы установки 3 дня сернокислотное производство нарушает все экологические нормы. Почему же воскресенские судьи не учитывают ухудшение экологической обстановки в регионе? Ведь они могли бы остановить "кислотные дожди", рассмотрев иски Росприроднадзора.
О состоянии технологических систем завода можно судить по Акту Ростехнадзора от марта 2007 года, который еще два года назад предписал закрыть предприятие.
Но вершина всего этого технологического беспредела - башни-грануляторы. Они работают в режиме "+3-2", т.е. три дня работают, изнутри зарастают глыбами химикатов (после чего начинается сплошной брак), и затем на 2 дня авральная чистка, отбойными молотками, а бывает и просто кувалдами. Отбитые глыбы вновь отправляют на технологию, в результате чего нарушается компонентный состав удобрения, изготовить фиксированную марку продукции строго по полезным веществам (азот, фосфор, калий) при таких условиях затруднительно.
И вот такое несовершенное с технологической точки зрения предприятие претендует на то, чтобы его снабжали, как лучшего производителя удобрений, который обеспечивает своей продукцией по доступным ценам половину российского АПК, и при этом ничего не продает на экспорт. Но здесь напомним, из 150 тыс. тонн удобрений, изготовленных в первом полугодии, российским аграриям досталось меньше 10 тыс. тонн. Да и те самовывозом забирали селяне Кировской области. Трудно поверить, что жители делали по доброй воле, учитывая, что в этой области распложен Кирово-Чепецкий химкомбинат Дмитрия Мазепина, и административный ресурс "Уралхима" там имеется.
Известно ли служителям Фемиды, что, к примеру, череповецкий ОАО "Аммофос", имеющий самое крупное в Европе сернокислотное производство, примерно в 30 раз больше, чем сейчас на ВМУ, вообще не имеет ни выбросов в атмосферу, ни химических стоков. А 150 тыс. тонн продукции в Воскресенске за полгода, это всего лишь чуть больше, чем месячное производство сложных удобрений в одном лишь цехе NPK в Череповце. А есть еще и другие цеха.
От номинальной мощности ВМУ сейчас загружен ровно на 30%. Полная себестоимость в два раза выше отпускных цен. Не сегодня, завтра, это предприятие может и вообще исчезнуть как юридическое лицо, и о нем быстро забудут. Но "Воскресенские минудобрения" и весь холдинг "Уралхим" надолго останутся в памяти своим сутяжничеством всему судейскому сословию.
Петр Симонов
Справка:
Статистика техногенных аварий на предприятиях "Уралхима" ("Воскресенские минеральные удобрения", и Кирово-Чепецкий химкобинат (Кировская область) и "Азот" (Березники, Пермская область) в 2009 году.
На "Азоте" 13 июля произошел пожар, которому была присвоена третья категория сложности, в тушении огня приняли участие 16 единиц техники и 56 человек. Согласно предварительным данным пермского МЧС, причиной стало нарушение технологического регламента процесса: произошла разгерметизация трубопровода подачи турбинного масла и попадание его на паропровод.
11 июля там же произошел выброс аммиака. Официальные данные об аварии пока не обнародовались, однако известно, что облако ядовитых паров переместилось в сторону жилых районов города Березники. Причины этого инцидента предстоит изучить специалистам надзорных органов.
10 июля на ВМУ произошел залповый выброс неустановленного пока вещества, что привело к выгоранию растительности в садоводческих товариществах "Химик-1", "Химик-2" и "Химик-3" (5-километровая зона вокруг предприятия).
10 июня на Кирово-Чепецком химкомбинате произошел сбой на одном из агрегатов газоочистной системы в цехе 57, где производится аммиачная селитра. Это повлекло выброс окислов азота. По данным Росприроднадзора, через два часа после происшествия результаты проб атмосферного воздуха на промышленной площадке показали превышение концентрации окислов азота в 3,5 раза.
19 мая на ВМУ произошел залповый выброс минеральной пыли из цеха "Аммофос-1" в атмосферу. По данным Росприроднадзора, выброс был такой концентрации, что его можно было визуально наблюдать с расстояния 300-500 метров.
5-го февраля на Кирово-Чепецком химкомбинате в цехе 57 из-за разгерметизации трубопровода с жидким пароаммиаком погиб рабочий, еще один получил тяжелые травмы. Тогда проверка Росприроднадзора выявила нарушения природоохранного законодательства, по факту происшествия были возбуждены уголовное дело и дело об административном правонарушении. В итоге, руководствуясь статьями 8.1 и 8.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), Росприроднадзор оштрафовал завод на 80 тыс. руб. Уголовное расследование продолжается.