Суд с рекрутером

Сотрудник кадрового агентства "Европерсонал" Анна Лутавая рассказала "Труду", как отсуживала у работодателя компенсации.

Кризис сказался на бизнесе агентства еще осенью - заказов стало меньше. Руководство компании начало экономить. С 1 ноября оно перевело консультантов работать на дом. При этом зарплата осталась прежней - около 23 тысячи рублей на руки плюс бонусы, которые составляли 40-80 тысяч рублей в зависимости от заказа, вспоминает Анна. Однако 9 декабря сотрудники компании получили письма, что с начала месяца они переведены на сокращенный рабочий день и их официальная зарплата урезана в два раза. "Нас даже не предупредили заранее!" - возмущается девушка. У генерального директора агентства Натальи Прохоровой на все обращения сотрудников был один ответ: "Сейчас сложное время - кризис". Также она отказалась выплачивать бонусы за ноябрь и в будущем.

Тогда трое консультантов "Европерсонала" - Анна и двое ее коллег - предложили директору компании уволить их по соглашению сторон с выплатой отпускных, денег за отработанные дни в декабре и бонусов за ноябрь. У Анны они составили 77,4 тысячи рублей плюс почти 50 тысяч - оклад и отпускные. Работников уволили, трудовые книжки отдали, но денег не выплатили.

В конце декабря сотрудники впервые обратились в Лефортовский суд - именно в том районе находился офис компании. Однако суд отказал - оказалось, что надо было подавать в суд по юридическому адресу, который находится в другом районе Москвы. "Пока мы готовили новый иск в суд, компания переехала. Мы обращались в прокуратуру, но там тоже отказывали, говорили, что им некуда прийти с проверкой - офиса-то нет!" - вспоминает Анна. В марте двое сотрудников - бывших консультантов "Европерсонала" - все же подали иск в Замоскворецкий суд. Повестки были направлены и на домашний адрес Натальи Прохоровой, и на адрес офиса. Однако ни на одно из трех слушаний она не явилась.

Суд вынес вердикт заочно: выплатить сотрудникам деньги. Счет компании был арестован.

Начальница сразу объявилась. Корреспонденту "Труда" удалось связаться с ней. Она рассказала, что повестки в суд приходили по адресу офиса, с которого компания съехала. "Сотрудники, которые подали иск, знали об этом", - рассказывает она.

16 июля прошло заключительное заседание суда, который постановил выплатить бывшему консультанту 40,7 тысячи рублей. Это оклад за декабрь, компенсация за отпуск и компенсация по соглашению сторон. Еще за один неотгулянный отпуск компенсация не была выплачена.

Наталья Прохорова недовольна решением суда. По ее словам, работники указали в иске сумму, в три раза превышающую ту, о которой шла речь при увольнении.

Денег Анна пока не получила. По решению суда бывший работодатель должен ей выплатить только оклад и отпускные. Но не бонусы. В трудовом договоре про них не написано ничего, однако бонусы за заказы перечислялись через банк.

Невыплату компенсаций Наталья Прохорова объясняет нехваткой денег. "Да, по нашим законам они правы. Но тут дело в справедливости - надо думать и о других", - комментирует Наталья Прохорова итоги судебного разбирательства. Она уверена, что Трудовой кодекс защищает интересы сотрудников, а работодатель всегда только им обязан.