Судом по начальству

Более 7 тысяч исков к бывшим работодателям поступило в столичные суды с начала года. Если раньше такие процессы затевали представители социальных низов, то теперь со своими фирмами судятся в основном "белые воротнички".

В 80% случаев им удается выиграть и получить денежные компенсации.

Исков, связанных с оплатой труда, подавляющее большинстфво - около 78%. В первую очередь речь идет о задержках зарплаты. Еще 20% дел - это требования о восстановлении на работе, когда сотрудник считает, что его незаконно уволили.

Такая ситуация стала полной неожиданностью для руководителей частных фирм, привыкших за девяностые и двухтысячные годы принимать решения без особой оглядки на Трудовой кодекс. Большинство исков выигрываются именно потому, что увольнения и сокращения зарплаты часто оформляются как бог на душу положит, без соответствующих консультаций с юристами.

По информации "Труда", во многих компаниях уже озабочены новыми настроениями сотрудников. Кадровым и юридическим департаментам даны указания искать защиту от повторения исков в будущем. А у тех, кто успел выиграть суды, впереди новая проблема - как отмыться от репутации сутяжника.

Начали бороться

За свои права начали бороться "белые воротнички", которые до кризиса были очень осторожны. Например, Константин Стариков руководил отделом логистики в одной из столичных транспортных компаний. В конце прошлого года организация проводила сокращения, солидная доля которых пришлась как раз на отдел Кости. Он уперся и начал доказывать начальнику, что его сотрудников увольнять нельзя, а куда правильнее будет избавиться от других нефункциональных отделов. Итогом спора стало увольнение самого Кости с формулировкой: "За систематическое нарушение трудовой дисциплины и невыполнение своих должностных обязанностей".

Константин собрал доказательства того, что и с дисциплиной, и с обязанностями проблем у него не было. Это подтверждали письменные свидетельства его коллег, подчиненных, а также клиентов компании.

Стариков через суд потребовал восстановить его на работе с выплатой зарплаты за время вынужденной безработицы. Суду потребовалось всего два заседания, после которых Константин был восстановлен на службе. Он единовременно получил зарплату за период с февраля по июнь - около 300 тысяч рублей. "Понятно, что работать в старой компании я не собирался, просто подавать иск о восстановлении - самое правильное решение. Так вы получите деньги за время простоя", - комментирует свою победу в суде Стариков. Но новую работу ему будет найти сложнее, чем другим уволенным.

Испорченная репутация

Тех, кто прошел через суд, большинство работодателей рассматривает не иначе, как смутьянов. "Опыт показывает, что проблему всегда можно решить мирно, не вынося сор из избы, - рассказывает Елена Родкина, руководитель службы персонала Ralf Ringer. - Если человек пошел в трудовую инспекцию или суд, значит, он сам по себе работник конфликтный". На работу таких людей она старается не брать.

В большинстве случаев опыт судебного разбирательства при устройстве на новую работу всегда нужно скрывать, рассказывают рекрутеры, иначе шансы трудоустроиться близки к нулю. В большинстве случаев рекомендации с места работы запрашиваются формально, и шанс работодателя узнать об опыте подаче исков на компанию у сотрудника очень низкий. Этот способ действителен только для мелких и средних компаний.

Крупный бизнес практически не трудоустраивает смутьянов. "Если кандидат устраивается в компанию, где есть служба безопасности, то правды все равно не скрыть", - рассказывает Олеся Милехина, генеральный директор кадрового агентства "Гелион Имидж". Сотрудники службы практически всегда звонят на бывшее место работы и получают комментарии о соискателях.

Возможность трудоустройства смутьяна в такую компанию напрямую зависит от законопослушности нового нанимателя. "Если работодатель прозрачен и понимает, что в его случае судебных проблем не возникнет, то сотрудника берут", - рассказывает Ирина Кондратова, коммерческий директор Kelly Services. Тогда работнику придется подробным образом рассказать на собеседовании о том, почему он пошел в суд.

Искусство подачи исков

Подать иск можно в течение трех месяцев со дня вручения приказа о сокращении зарплаты или в течение одного месяца со дня увольнения. Часто работодатели игнорируют просьбы сотрудников или адвокатов о предоставлении тех или иных документов. "В этом случае можно подать ходатайство в суд, и, если суд его удовлетворит, компания не имеет права отказывать", - рассказывает Александр Трещев, руководитель юридической фирмы "Трещев и партнеры".

Работники часто проигрывают дела потому, что они неправильно оформили документы. "Думаю, проигрыш сотрудниками более 50% дел происходит по этой причине", - рассказывает Александр Трещев. Работодатель идет до конца, если уверен в своей правоте, если создается для него опасный прецедент, после которого может пойти еще вал исков. Например, если подан иск в уголовный суд о задержке компенсаций на несколько месяцев.

В заявлении следует быть предельно точным в формулировках. Руководитель одной из столичных консалтинговых компаний проиграла в суде бывшей работнице около 30 тысяч рублей. Денег сотруднице она до сих пор не выплатила. "В иске не было указано, до какого числа нам надо выплатить деньги", - объясняет она. Пользуясь этим, компания ничего не заплатила, а еще один иск девушка не подала.

Иск следует подавать по юридическому адресу работодателя, который всегда указан в трудовом договоре. "Часто бывает, что головной офис находится в Москве, а ее "дочка" - в регионе, - рассказывает Анна Гвоздицких, юрист Центра социально-трудовых прав. - Районные суды иногда отказываются принимать иск, отправляя его в Москву". В этом случае можно смело подавать апелляцию в областной суд, который постановит принять дело в районном суде.

Существует категория дел, которые практически всегда разрешаются в пользу работодателей - когда человек пытается оспорить увольнение по собственному желанию. Валентина Чернецова, технолог кондитерского производства, не смогла этого сделать. "У нас прошла плановая аттестация персонала, - вспоминает она. - Мне сообщили, что я не прошла, и предложили написать заявление об уходе по собственному желанию, которое я подписала". Ход ее дело не получило, поскольку она не смогла доказать, что написала заявление под давлением.

Отстояли права

7300 дел поступило в московские суды в первом полугодии 2009 года

5700 исков связано с оплатой труда

4000 из поданных исков было рассмотрено судами

3400 рассмотренных исков удовлетворили в пользу работников

Источник: Мосгорсуд