В начале мая 2008 года гендиректор столичной компании "МаксМедиум" пожаловался в Управление собственной безопасности МВД на оперативника ДЭБ Александра Гостюхова. Тот якобы вымогал у него крупную взятку. Незадолго до этого милиционер проводил в компании проверку и вскоре сообщил ее руководителям, что подозревает их в масштабных налоговых махинациях и отмывании денег. По версии бизнесмена, оперативник обещал оставить компанию в покое за небольшое вознаграждение в 50 тысяч долларов. В противном случае он грозился возбудить против руководителей фирмы уголовное дело. Деньги, по версии следствия, оперативник просил передать через своего знакомого - адвоката адвокатской палаты Москвы Юрия Ерпылева. Бизнесмен утверждал, что защитник предложил ему оформить взятку как гонорар за адвокатские услуги. Все переговоры с Ерпылевым гендиректор записал на диктофон и передал оперативникам.
Вечером 5 мая 2008 года в кафе "Пирамида" на Тверской улице бизнесмен передал адвокату 50 тысяч долларов, последнего тут же задержали с поличным. Спустя месяц суд разрешил привлечь Ерпылева к уголовной ответственности, ему было предъявлено обвинение в пособничестве в получении взятки должностным лицом. В конце минувшей недели Замоскворецкий суд дал санкцию на арест адвоката. Что касается милиционера, то против него никаких улик пока нет.
Коррупционеры всех уровней давно уже практикуют вымогательство и получение взяток через адвокатов. На днях СУ прокуратуры Москвы отправило на скамью подсудимых теперь уже бывшего следователя Зюзинской межрайонной прокуратуры Василия Демиденко и адвоката Арама Зарначана, вымогавших, по версии следствия, у приезжего из Армении взятку в 10 тысяч долларов.
КОММЕНТАРИИ
Владимир Жеребенков. председатель президиума Межрегиональной коллегии адвокатов "Закон и человек", доктор юридических наук:
- В адвокатском сообществе есть случайные, низкопрофессиональные люди. Происходит это оттого, что в 90-е годы в адвокаты принимали практически без экзаменов всех без разбора: проштрафившихся следователей, прокуроров, бывших депутатов, даже участковых милиционеров. Единственное, что они могут гарантировать, - это то, что вы лишитесь денег. Между прочим, есть еще одна интересная разновидность адвокатов. Это адвокаты-"верблюды". Они кормятся за счет того, что адвокатское удостоверение дает им возможность посещать следственные изоляторы и снабжать подследственных запрещенными вещами, таскать на волю и обратно "малявы". Фактически они дискредитируют адвокатуру и порождают неверие в правосудие.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
- К сожалению, многие адвокаты уже давно стали почтальонами по передаче взяток. Следователи буквально навязывают людям "своих" адвокатов, через которых вымогают деньги. Обычно защитники получают до 25% от взятки. Распространено это явление повсеместно, хотя в регионах приличных адвокатов все же больше.
Один из руководителей Следственного управления прокуратуры Москвы:
- Следователи и милиционеры предпочитают не рисковать, поэтому все чаще берут взятки через "карманных" адвокатов. Защитники честно говорят клиентам, сколько денег они оставляют себе за посредничество и сколько передают дальше. Чтобы была видимость законности, взятка оформляется через фиктивный договор как адвокатский гонорар.