И НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ

Почти год назад в Иркутске произошло двойное убийство, которое по горячим следам многие поспешили объявить политическим. Увы, подобные в России раскрывают редко. Однако на сей раз сыщики оказались на высоте. Скорее всего потому, что злодейство оказалось банальной уголовщиной.

В ночь на 27 сентября 2004 года в этом городе в подъезде жилого дома были убиты сотрудники местного избирательного штаба политической партии "Родина" Марина Мараховская и Ян Травинский. Мараховская, которая снимала в доме квартиру, руководила избирательным штабом. Ее спутник отвечал за связь со средствами массовой информации. Следователям удалось установить, что незадолго до преступления у подъезда крутился некий человек в темной одежде. С места происшествия были изъяты гильзы и пули от пистолета марки ТТ.
Выяснилось, что Мараховская и Травинский к дому подъехали на такси. Попросили водителя подождать Травинского, которому предстояло ехать дальше. Вошли в подъезд, где и напоролись на выстрелы. Тут же убийца выбежал из дверей и вскочил в то самое такси, из которого вышли политтехнологи. Теперь уже водитель этой машины оказался для него опасным свидетелем. Преступник пытался расправиться и с ним, но пистолет дал осечку. Тогда убийца схватил лежавший на сиденье портативный компьютер Травинского и скрылся...
Преступление обострило и без того непростую в те дни политическую ситуацию в Иркутской области. Ведь накануне (как впоследствии выяснилось - по простому совпадению) в городе начался суд по иску местного отделения "Единой России" к "Родине". Представители "Родины" сразу стали настаивать, что убийство носит исключительно политический характер. В частности, руководитель фракции "Родина" в Госдуме РФ Дмитрий Рогозин, прибывший в Иркутск, в интервью одному из телеканалов заявил: "Это политическое убийство, так как Марина Мараховская и Ян Травинский не имели отношения к денежным потокам. И подозревать, что наши сотрудники предвыборного штаба ночью без охраны возят деньги - это бред сивой кобылы. Тот, кто распространяет такую информацию, изначально пытается направить следствие в другую сторону". По словам Рогозина, его политтехнологи будто бы нащупали связи администрации области с криминальным миром, что и стало причиной их устранения.
Тем временем следственная бригада работала не покладая рук. Уже в середине октября в Омске был задержан главный подозреваемый - 26-летний Алексей Гребнев, находившийся в федеральном розыске за ранее совершенное убийство. Тогда же в Иркутске арестовали его брата и сообщника Михаила Попова. Следом - Данилу Шпейзера. После этого представители прокуратуры тут же прекратили всякое общение с прессой, мотивируя это интересами следствия. И лишь на днях, как стало известно "Труду", прокуратура Иркутской области утвердила обвинительное заключение и направила уголовное дело в областной суд.
Целью покушавшихся все же были деньги. Именно они, как считали нападавшие, лежали в портфеле Травинского. Как показало следствие, на мысль о преступлении Гребнева и Попова навел их знакомый Шпейзер. Он работал водителем у Мараховской и полагал, что та иной раз перевозит крупные суммы. Оружие взялся раздобыть Попов. 26 сентября Гребнев, вооружившись приобретенным с помощью подельника пистолетом с глушителем, устроил засаду в подъезде. Как только Мараховская в сопровождении Травинского вошла в подъезд, угрожая оружием, потребовал передать ему сумку и портфель. Получив отказ, произвел по два выстрела в каждого и скрылся с места преступления с похищенными вещами и деньгами.