УНИЖЕНИЕ ВМЕСТО НАГРАДЫ

Предрассветный час апрельского утра. В сторону райцентра Комсомольск летит автомобиль "Волга". За ночь обочина шоссе обледенела, но водитель вроде бы и не замечает этого. Машина въезжает на мост через реку Ухтохма. Неожиданно ударившись боком о бетонный ограничитель, "Волга" разворачивается на 90 градусов и, пробив ограждение, падает на середину реки вверх колесами.

На глазах первых ранних рыбаков автомобиль начал медленно погружаться в ледяную воду. Из салона неслись женские крики. Как утверждают очевидцы, они были слышны даже когда над поверхностью оставались уже одни колеса. Учитывая, что глубина реки в этом месте около трех метров, через какие-то секунды машина полностью бы затонула...
В то утро учащиеся Ивановского профессионального училища N 8 Андрей Прокипчук и Сергей Мустафин тоже возвращались в райцентр - с дискотеки. Подъезжая к Ухтохме, увидели на берегу встревоженных людей, потом снесенное ограждение моста и... погружающиеся в реку колеса какого-то автомобиля. Выскочив из своей машины, парни услышали доносившиеся уже, кажется, из-под воды отчаянные крики.
Не раздумывая и не сговариваясь, парни на ходу сбросили верхнюю одежду и нырнули в ледяную воду. Тело каждого будто пронзили острые иглы, а до тонущей машины - метров двадцать. И все же парни доплыли до нее, сразу попытавшись рвануть на себя двери. Но передние не поддавались, видимо, их заклинило от удара. А вот одну из задних распахнуть удалось. Картина предстала жуткая: двое мужчин без признаков жизни, рядом - две молодые женщины в истерике. Одна тут же упала на руки спасителям. А вот другая, в длинном пальто, плохо сознавая, что происходит, сопротивлялась, пытаясь вернуться за мужчиной, оставшимся в салоне. И уже на берегу, явно находясь в шоке, вдруг стала громко звать ребенка. Андрей с Сергеем, подумав, что не разглядели его, вновь кинулись в ледяную воду. Однако в машине оставались лишь два безжизненных тела мужчин. Через некоторое время выяснилось, что пострадавшая вспомнила свою дочь, оставшуюся дома с бабушкой.
Утренний мороз начинал "прихватывать" насквозь промокших людей, хотя спасенные, еще толком не придя в себя, казалось, совсем не замечали холода. Усадив их в свою машину, Андрей с Сергеем помчались в районную больницу, где была оказана первая медицинская помощь.
В тот же день о трагическом происшествии на Ухтохме знал весь небольшой городок. Люди жалели погибших, восхищались смелостью парней. Бросившись в ледяную воду, ребята рисковали собственными жизнями. Ведь были на берегу крепкие мужчины, но никто не осмелился совершить то же самое.
Восемнадцатилетние Андрей и Сергей - бывшие ученики местной школы-интерната для детей-сирот. В школе их хорошо помнят.
- Обыкновенные мальчишки. Хотя судьба у каждого - непростая. Отличниками не были, но и особых хлопот не доставляли. А вот в критической ситуации повели себя молодцами! Мы ими гордимся. Значит, не зря тратили время и воспитали их настоящими мужчинами, - говорит старший воспитатель школы Марина Николаевна Лучкова.
Высоко оценили поступок ребят и в администрации района. Ее глава Владимир Голубев написал ходатайство о награждении Андрея и Сергея медалью "За спасение погибающих". Однако после началось что-то странное.
- Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что в Ивановском региональном отделении ОСВОДа сомневаются в правомерности представления к награде, - явно волнуясь, рассказывает начальник отдела ГО и ЧС администрации Комсомольского района Николай Ланцов. - Мол, один заслуживает, а другой не очень, потому что у него "асоциальное поведение". Да, ребята трудные. Но ни в хулиганстве, ни в других противоправных делах замечены не были, приводов в милицию не имели, а вот жизнью ради других - рисковали. Пусть это звучит несколько высокопарно, но парни действительно совершили благородный, мужественный поступок. А теперь им говорят: "У вас характеристики не блещут". Не странно ли это? Как известно, Александр Матросов, Сергей Тюленин, Валерий Чкалов тоже не были пай-мальчиками. Если, не дай бог, на месте спасенных женщин оказались бы эти чиновники, они что - прежде чем разрешить спасать себя, затребовали бы характеристику?
За разъяснением ситуации обратился я и к Елене Кокшаровой, председателю Ивановского регионального отделения ОСВОДа.
- Действительно, когда я запросила в училище характеристики на Прокипчука и Мустафина, то педагогический состав был удивлен тем, что ребят собираются награждать медалью, - рассказывает Елена Валентиновна. - И я понимаю: награда высокая, президентская, нельзя ее давать человеку со сниженными личностными качествами. Пришлось буквально упрашивать написать ребятам хорошие характеристики. Поскольку Андрей Прокипчук сейчас служит в армии, ждем документ и из воинской части. И уже тогда примем решение, кого и как награждать. Иначе может получиться следующее: мы дадим мальчику медаль, а он окажется потом преступником. И как тогда наша область будет выглядеть? Это ее не украсит...
Между прочим, в самом профессиональном училище многие недоумевают: ну и что ж, если кто-то из педагогов не выразил восторга, узнав, что Прокипчука и Мустафина собираются представлять к государственной награде? Это всего лишь личное мнение отдельных людей...
Директор профессионального училища N 8 Александр Афонин высказался весьма категорично: "Откуда все эти подозрения? Есть официальное мнение педагогического коллектива, выраженное в характеристиках. Вот послушайте: "Сергей Мустафин - сирота. Учится хорошо, стремится овладеть профессией. В коллективе группы пользуется уважением. По характеру скромный, отзывчивый, добрый, скрытный. Андрей Прокипчук - за время обучения показал высокие способности и неплохие знания по всем предметам. Основная оценка "4". По характеру спокойный, доброжелательный. На критику старших реагирует адекватно. Отношения с товарищами по группе были ровные, бесконфликтные. Но лидером группы не являлся". Эти характеристики подписаны мной, и за свои слова я отвечаю. Парни совершили геройский поступок, почему кто-то сомневается в том, что они заслужили за это достойной награды?
Спросил я и самого Сергея, как он относится к происходящему. "Что нас с Андреем толкнуло в ледяную воду, я и сам объяснить не могу, - отвечает Сергей. - Видим, что тонут люди и никто не может помочь. Вот и все. Мы ведь даже не знали, сколько человек в машине. Не вижу в нашем поступке ничего особенного. А уж слышать слова о том, что мы якобы хотели чем-то поживиться из утонувшей машины, - просто бред, обидно такое слышать. И ни о каких наградах, конечно же, не думали. Мы сделали это автоматически, даже не подумав о последствиях".
Вот такие дела. И тем не менее чье-то даже не названное "личное мнение" превратилось в "личное сомнение", а в итоге парни, совершившие геройский поступок, вместо медали за спасение людей "награждены" униженизм.
P. S.
Пока материал готовился к печати, в корпункт "Труда" поступила служебная характеристика из войсковой части, подписанная капитаном Курмачевым. Вот выдержки из нее: "За время прохождения службы рядовой Прокипчук зарекомендовал себя в основном с положительной стороны. Программу боевой подготовки усваивает на "хорошо". Исполнителен, дисциплинирован. По характеру спокоен, уравновешен, общителен. На критику и мероприятия воспитательного характера реагирует правильно. При выполнении поставленных задач всегда проявляет разумную инициативу. С командирами тактичен. У сослуживцев пользуется авторитетом".