...И ВОКРУГ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ

В полдень в курском аэропорту приземлился самолет с необыкновенным грузом на борту. Мощи преподобного Серафима прибыли по воздуху на родину святого через 250 лет после его рождения.

Именно отсюда на семнадцатом году жизни Прохор Мошнин отправился по родительскому благословению сначала в Киево-Печерскую лавру, а затем в Саровский монастырь, где и прославился как старец Серафим.
Еще при жизни он стал популярен и любим в народе. К нему в маленькую келью приезжали за советом и благословением и знатные высокообразованные люди, и самые простые. Каждого он встречал словами: "Радость моя!" Это было искренним приветствием. Потому что он любил людей и учил, кроме прочего, радоваться жизни. Он наставлял, исцелял, пророчествовал. Давал простые и точные рецепты веры, жизни, спасения.
"Истинная же цель жизни нашей христианской, - объяснял своему ученику и биографу Мотовилову, - состоит в стяжании Духа Святого".
Коротко говоря, он предлагал человеку разобраться сначала самому с собой. Стать совершеннее самому. А от этого, был уверен, и окружающим станет лучше. Так и говорил:
"Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи".
Вокруг преподобного Серафима спаслись тысячи и при жизни его, и после смерти, когда все, связанное с именем великого старца, стало предметом почитания и паломничества. Нынешние торжества - тому подтверждение.
Из аэропорта крестным ходом по 10-километровому маршруту мощи святого доставили в Знаменский кафедральный собор. Здесь в течение трех дней открыт доступ к мощам для паломников, которые прибывают в Курск из самых разных мест. К приему гостей здесь подготовились основательно. Выстроены три палаточных городка. Налажено обеспечение паломников постельными принадлежностями и бесплатным питанием. Круглосуточно работают медпункты и аптечные киоски. В полной готовности правоохранительные органы.
Еще до официального открытия торжеств на курской земле активно развернулась программа, посвященная великому земляку. В библиотеках открыты выставки литературы, рассказывающие о Серафиме Саровском. В музыкальных заведениях проходили концерты духовной музыки. В картинных галереях и краеведческом музее работают тематические выставки. В программе этих дней и заседание совета Центрального федерального округа на тему "Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с Русской православной церковью". Участвовать в нем будут руководители округа, губернаторы, высшие иерархи РПЦ.
Возглавить торжества в Курске должен был Патриарх Алексий. Но врачи рекомендовали ему воздержаться на время от активной деятельности, так как перед этим Патриарху пришлось выдержать очень напряженный график поездок, богослужений и крестных ходов, связанных с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божией Матери. Глава Русской православной церкви направил приветствие участникам торжеств.
23 июля рака с мощами вновь вернется в Саров, а затем переместится в Дивеево. Два гигантских крестных хода движутся сейчас туда. Один - из Курска. Участвуют в нем сотни паломников из Москвы, Петербурга, Архангельска, Краснодара, Новосибирска, Белоруссии, Украины. Другой отправляется из Нижнего Новгорода. 29 июля две колонны должны встретиться и уже вместе продолжить свой путь в Дивеево, где 1 августа, в день рождения святого, пройдут праздничные богослужения.
В святых местах готовы к встрече не менее 30 тысяч паломников и просто туристов. Многие идут и едут сюда не только помолиться, но и с надеждой на исцеление. В свое время в чудодейственной силе здешних источников убедились и сам царь Николай II с супругой Александрой Федоровной, прибывшие в Саров летом 1903 года. Именно после купания на Дальней пустыньке, где любил молиться батюшка Серафим, царица родила наконец наследника - до этого рождались только девочки.
Паломникам в Дивеево будут рады. Но проблема безопасности сегодня актуальна как никогда. И организаторы торжеств просят гостей отнестись к этому с пониманием. Во-первых, надо непременно иметь при себе паспорт - иначе возникнут неприятности. Во-вторых, надо помнить, что на входах в обитель будут установлены специальные металлоискатели. И, в-третьих, быть готовым к оставлению вещей в специальных камерах хранения. В праздничные дни будет закрыт проезд в село всех видов транспорта, кроме тех, у кого специальные пропуска. Автостоянки оборудованы за пределами райцентра. А для того, чтобы больше людей могли увидеть происходящее, огромные экраны установлены и в Дивеево, и в Нижнем Новгороде.
Тысячи и тысячи паломников движутся сейчас к святым местам. Кто с крестным ходом, кто в одиночку, кто семьей. Идут и едут с надеждой, что батюшка Серафим поможет. Сам он обещал:
"И услышу вас, и скорбь ваша пройдет! Как с живым со мною говорите, и всегда я для вас жив буду".
ИЗ МЫСЛЕЙ И НАСТАВЛЕНИЙ СЕРАФИМА САРОВСКОГО:
Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей.
Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле.
Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.
Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других. Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему.
Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей. Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.
Истинно решившие служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому "нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8.18).