ЮРИЙ МАЛИКОВ: "Я ОТЫГРЫВАЮСЬ НА ВНУКАХ"

Юрию Маликову, как я от него узнала, не нравятся научная фантастика, детективы, предпочитает читать Достоевского, а также исторические романы и газеты. С удовольствием смотрит спортивные передачи, любит симфоническую музыку и джаз. Любимый композитор - Моцарт. Не может заснуть, пока не посмотрит Евроновости. Основные увлечения: футбол (регулярно играет за команду "Старко", в которую входят звезды эстрады) и политика. На днях Юрий Федорович отметил свое 60-летие.

- Как прошел юбилей?
- Дома, в кругу семьи. Были предложения провести юбилейные концерты. Я не хотел афишировать дату. Ведь на следующий день ты сразу становишься как бы пенсионером, а я еще полон всяческих идей. Мы посовещались в семейном кругу и решили: если и будем что-то грандиозное устраивать, то в сентябре, когда друзья, коллеги вернутся из отпусков и гастролей.
- Вы, случаем, не начали писать мемуары?
- Уже два года работаю над книгой, посвященной эстрадно-песенному искусству и "Самоцветам".
- Тайны какие-то раскрываете?
- Какие тайны? У кого какая жена по счету и кто с кем спал? Нет, интимные секреты не раскрываю - неприлично. В книге будут собраны воспоминания, всевозможные истории тех, кто с нами работал. Например, расскажу об операции под названием "Заслонов". На гастролях после концерта частенько возвращались в гостиницу с портвейном и поклонницами. А в советские времена на каждом этаже сидела администраторша, которая не пускала посторонних, тем более женского пола. Зная об этом, всей гурьбой подходили к стражнице и засыпали просьбами и вопросами: где взять кипятильничек, как звонить в Москву? В этот момент за нашими спинами проходили девушки...
- Почему вы выбрали в свое время контрабас?
- Я воспитывался на фольклорной музыке, мой первый музыкальный инструмент - аккордеон. Попробовал себя и в духовом оркестре, и в струнном. Но когда посмотрел фильм "Серенада Солнечной долины" и увидел контрабас, мне захотелось играть именно на нем. Тогда же увлекся джазом и решил продолжить музыкальное образование. Учился у потрясающего педагога, основателя советской школы игры на контрабасе Михаила Семеновича Фокина. Зав. кафедрой в Консерватории был Мстислав Ростропович, который принимал экзамены.
- Он был строгим педагогом?
- Очень требовательным. При этом добрый, отзывчивый человек. Мы, студенты, на него молились. Хотя ему было всего 38 лет. Правда, он уже был лысый, и много смешных историй по этому поводу ходило. Например. Ростропович первый раз выехал за границу. Импресарио предложил чудо-мазь от облысения: даст, мол, 100-процентный результат. Ростропович согласился и купил "волшебный бальзам" за большие деньги. На этикетке красовалась фотография лысого человека с подписью: "Таким я был..." И инструкция. Маэстро втирал-втирал мазь, а когда она кончилась, на дне баночки появилась фотка того же мужика с резюме: "Таким я и остался..."
- Ваш ансамбль считают кузницей кадров...
- Что было, то было. И Володя Винокур как солист и конферансье, и Слава Добрынин как композитор, и Александр Барыкин, и Володя Кузьмин, и Алексей Глызин в качестве вокалистов и гитаристов прошли через "Самоцветы". От трех до пяти лет набирались у нас опыта, а потом начинали сольную карьеру.
- Жалко было отпускать?
- Безусловно. Но это заставляло искать новые таланты - происходило творческое оживление. И это, на мой взгляд, позволило коллективу продержаться так долго - на протяжении 20 лет. Мы объехали с гастролями раза два весь Советский Союз. Потом, с прорывом рок-музыки, вокально-инструментальный жанр несколько подсел. Окончательный развал произошел в 90-х годах с появлением группы "Ласковый май" и иже с ней. В тот период эстрада очень помолодела - на сцене выступали подростки. Появилась совершенно другая, электронная музыка. "Самоцветы" в 1991 году распались. Тогда прекратили существование ВИА. Возвратились на эстраду мы в 1995 году, накануне 25-летнего юбилея со дня создания ансамбля...
- У людей появилась ностальгия по старым мелодиям?
- Расскажу как было. В мае 1995 года меня пригласили принять участие в телевизионной передаче "Золотой шлягер", которая была посвящена Поладу Бюль-Бюль оглы, ныне министру культуры Азербаджана. Мы с ним вместе учились в консерватории. Вдруг редактор программы Наталья Шиманкова, которая когда-то была солисткой ВИА "Поющие сердца", предложила мне снова собрать музыкантов из "Самоцветов" и попробовать сыграть. Мы созвонились, и на передачу приехали все те, с кем когда-то работали: от Льва Лещенко до Светы Моргуновой. Отсняли 40-минутную программу. В июне ее показали. Что началось! Редакцию завалили письмами с просьбой повторить передачу. И начиная с 1996 года "Самоцветы" обрели как бы вторую молодость, мы, повзрослевшие и поседевшие, вновь стали гастролировать. И, оказалось, наши песни знают, помнят и любят.
- Сегодня уровень эстрады явно понизился. Ее заполонили лагерно-криминальные песни, дешевая попса типа "поцелуй меня везде, я ведь взрослая уже... ". Почему это происходит?
- Эту тему хорошо было бы поднять в передаче Швыдкого, в "Культурной революции". Но ее смотрят очень немногие. Запретом ничего не добьешься. Запрещали у нас и джаз, и рок-музыку, и Высоцкого... Поэтому пусть и это будет. Так же, кстати, и в литературе - нельзя запретить Владимира Сорокина и оставить только Достоевского. Другое дело, что надо и что не надо рекламировать и рекомендовать. Я вообще за то, чтобы на эстраде было представлено разнообразие стилей, но, естественно, в качественном исполнении. Для этого необходимо искать таланты.
- Наша газета уже не первый год как раз этим и занимается - проводит Всероссийский конкурс молодых исполнителей русского романса. Ведь это практически забытый у молодежи жанр, в котором воспевается любовь, раскрывается драматургия "жизни по сердцу"...
- Очень хорошо. Это не просто конкурс, это школа подлинного вкуса, продолжение всегда живой музыкально-поэтической традиции.
- У вас двое детей - Дмитрий и Инна. Они, знаю, пошли по стопам отца - оба музыканты. Не возникало ли проблемы "отцы и дети"?
- Если только по мелочи. Конечно, Диме хотелось играть в футбол, гулять, а тут занятия и еще раз занятия. Потом он очень рано стал выступать. Пошли своя творческая жизнь, поклонницы, а я к нему с уроками. Он сейчас понимает: правильно, что заставил заниматься музыкой с пяти лет. С Инной было все по-другому. Она сама в восемь лет потянулась к музыке. Тогда же в ней проявился характер. Окончив музыкальную школу, не пошла в музыкальное училище, а поступила в ГИТИС, на актерский факультет. Сейчас делает сольную карьеру - сама, без всяких продюсеров. Вообще нас с женой практически никогда не было дома, мы все время работали. Детей воспитывали бабушка с дедушкой. Когда приезжали в Москву, то все равно кипела работа - телевидение, радио, концерты. Бывало, даже с самолета мчались не домой, а куда-нибудь на запись. Поэтому сейчас "отыгрываемся" на внуках. Нам хочется щедро дарить им ласку и внимание - то, что недополучили дети.
- Не жалеете, что они пошли по вашим стопам, ведь это тяжкий труд?
- Очень. Но самые приятные ощущения испытываешь тогда, когда видишь, как твоего ребенка принимает зритель. Недавно на одном из выступлений Димы я стоял на сцене и видел, как его поклонницы наизусть исполняли песни Маликова-младшего. В этот момент я испытал гордость.
- Почему российские звезды не известны, не проходят на Западе?
- В советские времена наша страна в основном поставляла на экспорт те виды искусства, которые пользовались заведомым успехом, - цирк, балет, мюзик-холл, какие-то элементы фольклора. А на эстраде мы создавали музыку национальную. Надо же было творить и интернациональную. Ярчайший пример тому - группа "Тату". Девчонки уже известны во всем мире. И мне это приятно, что хоть и в таком, пусть даже слегка извращенном, виде, но они представляют нашу страну. Следующий этап - найти им хорошую музыку и слова.
- Существует понятие "эстрадная мафия", говорят, что Пугачева, Кобзон решают, кого пускать на эстраду, а кого нет. Правда ли это?
- Уверен, это домыслы. Сейчас проходит Первый российский конкурс артистов эстрады. Я возглавляю жюри в вокально-инструментальном жанре, Надежда Бабкина взяла на себя сольный вокал, Аркадий Арканов - сатиру и юмор, оригинальный жанр, за Андрисом Лиепой - хореография... Иосиф Кобзон возглавляет большое жюри. Председатель оргкомитета - министр культуры Михаил Швыдкой. Не вижу никакой коммерческой подоплеки у конкурса. У нас в стране есть другая проблема - пропагандирование одной и той же обоймы артистов. Но здесь дело не в Пугачевой и Кобзоне, а, скорее, в политике телеканалов, основанной даже не на деньгах, а видимо, на вкусе и пристрастиях руководства. Якобы если не появятся в эфире артисты из "обоймы", зритель не будет смотреть передачу. Напрасно они так думают. Например, концерт памяти Мулявина собрал огромную аудиторию. "Песняров", "Синюю птицу", "Поющие гитары" народ с удовольствием слушает. Нельзя замыкаться на одних и тех же персонах. Приелось. Я бы чаще менял программных директоров на ТВ, тогда бы и появлялись талантливые новички...