Казалось бы, клонирование человеческих органов, пересадка которых может спасать людям жизнь, - дело нужное, но зачем понадобилось искусственно воссоздавать генотип деревьев в стране, где лесами (неразумно, к тому же, используемыми) покрыты огромные территории? Однако ученые считают, что клоны принесут немалую выгоду: они будут расти намного быстрее и дадут больше древесины. А древесина - это экспорт, прямая выгода стране. Кроме того, пуская под топор специально выращенные плантации, можно будет сохранять ценные леса.
... В Сысерти Свердловской области семена из сосновых шишек поначалу посадили в мешочки с торфом. Сейчас всходам еще только месяц, выглядят они, как все новорожденные, немного неуклюже и растут пока в теплице. Года через два ученые планируют их высадить в лесу и ожидают, по словам главного лесничего управления "Свердловскагролес" Дмитрия Другова, что "созреют деревья лет на 30 раньше обычного и будут крупнее естественных процентов тоже на 30".
Над клонированием лесов уже работают ученые многих стран, но закладка первой в мире плантации сосны произошла в России. Чтобы поставить эксперимент такого масштаба, потребовались длительные исследования, и первым опытным образцам уже по 20 лет. Внешне они не похожи на своих предков - хвоя длиннее, а ствол светлый. Вообще они больше смахивают не на деревья, а на огромные ветви, растущие прямо из земли. Это результат не просто клонирования, а еще и селекционной работы, благодаря которой был выведен новый сорт.
А выбор воронежцев пал на карельскую березу. Известно: чем раньше на ее стволе появляются бугры и "ребра", тем красивее и узорчатее получается древесина. Исследователи Воронежского НИИ лесной генетики и селекции отобрали несколько лучших деревьев, по специальной технологии получили из них клеточные культуры - каллусы - и из этих каллусов вырастили маленькие березки. В обычных условиях красота древесины карельской березы "закладывается" в возрасте 10-12 лет, у клонов же стволы начали становиться бугорчатыми и ребристыми уже через 3-4 года. Таким образом, "акселерация" была налицо.
Этот эксперимент российских биологов пока большой огласки не получил, а вот высадка сосновой плантации уже вызвала неоднозначную реакцию. Любознательные выступают за "прорыв в науке", а противники возопили: "Мало нам клонов животных и человеческих, так еще и среду обитания решили уродовать?" Но клонирование - не единственный способ вторжения человека в естественный ход жизни в природе. К примеру, генная инженерия давно и широко применяется и в фармакологии, и в пищевой промышленности, и в сельском хозяйстве. Позже она стала проникать в лес. Не потому, что в нем нечего изменять, а из-за того, что деревья оказались самыми трудно поддающимися объектами.
Тем не менее работы по генной инженерии древесных растений активно идут по всему миру. Не в последних рядах и Россия. В Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН (Иркутск), например, осину, тополь и кедр трансформировали кукурузным геном. В результате получились быстрорастущие сорта. В начале каждого лета тополиный пух не дает жизни горожанам. Чтобы снять эту проблему, ученые пытаются создать "беспуховой" тополь...
Возможность разумного манипулирования генами - одно из ярких открытий XX века. Но оно же накладывает на экспериментаторов и большую ответственность за экологические последствия, просчитать которые пока не может точно, исчерпывающе никто, потому что высаженные сегодня сосенки созреют только через полвека. Не истощают ли они почву, не изменит ли их пыльца естественную структуру лесных популяций? Убедительные ответы на эти и другие вопросы - впереди.