С древних времен сохранилось множество легенд о смертельном риске, которому подвергает себя корнеискатель при выкапывании мандрагоры. Одна из них предупреждала его повернуться лицом к западу, очертить троекратно ножом место с заветным растением, привязать мандрагору к хвосту черной собаки и заставить ее выдернуть корень. Выходя из земли, адамова голова будто бы издавала такой страшный крик, что ее стали называть "трава-покрик".
Корень "царя во всех травах" похож на редьку с причудливыми выростами. Еще Пифагор Самосский, живший в VI веке до н. э., отмечал внешнее сходство корня с человеческим образом. Многие уже тогда верили, что с его помощью можно сделаться невидимым, и носили как амулет против колдовства.
Авиценна называл мандрагору й-абрук - идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать 2 г сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же "слезами" сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.
По фармакологичской активности экстракты корней мандрагоры близки к беладонне, белене, дурману. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.
Цветет она большими фиолетовыми или желтыми цветами, из которых созревают многосеменные ягоды, употребляемые в пищу арабами. Они вызывают сладострастие и издавна служат для приготовления любовных напитков. Листья прикладывают к ранам в качестве болеутоляющего средства.
По преданию родина мандрагоры - Гималаи. Встречается это растение и в Средиземноморье. Малоизученный вид, близкий к мандрагоре, растет в Туркмении. Это многолетнее растение с толстым, веретеновидным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см.