Паоло Тавиани – представил свой новый фильм «Цезарь должен умереть», который в этом году получил высшую награду Берлинского кинофестиваля. «Труду» маэстро рассказал о том, как они с братом Витторио снимали картину в тюрьме, об отношениях с заключенными и о своей большой любви к Льву Толстому.
– Как у вас родилась эта по-настоящему сумасшедшая идея – снимать фильм в тюрьме с настоящими заключенными?
– Однажды нас пригласили посмотреть спектакли по Шекспиру, которые ставят заключенные в тюрьме строгого режима «Ребибия». Когда мы туда приехали, мы были поражены: заключенный лет сорока читал стихи из «Божественной комедии» Данте – песнь, где поэт говорит о преступной любви Паоло и Франчески. И потом этот заключенный обратился к публике и сказал: «Я сомневаюсь, что вы до конца поняли эту трагическую любовь. Паоло и Франческа живут в аду, а мы живем в аду тюрьмы. Наших женщин мы видим лишь иногда, через стекло. Некоторые из наших возлюбленных бросили нас, когда мы оказались в тюрьме, и это было нашим отчаянием. Другие сказали, что будут нас ждать – и возможно, это еще тяжелее». Это было потрясающе! И мы решили, что такой шанс упускать нельзя.
– Но ваш фильм совсем не о любви, ведь в нем нет ни одной женщины!
– Это же мужская тюрьма! Поэтому мы с братом остановились на «Юлии Цезаре», где всего две героини. Некоторые нам говорили: переоденьте мужчин в женское платье, но мы посчитали, что это будет выглядеть ужасно. Кроме того, нам показалось, что пьеса «Юлий Цезарь» наиболее близка личным переживаниям заключенным. Ведь все эти люди были осуждены за причастность к мафиозным кругам, за убийства, а в этой пьесе есть предательство, есть заговор, есть тираноубийство. И многие из этих заключенных сказали, что Шекспир – их настоящий друг и 500 веков назад он написал о том, что им так знакомо.
– Вам не тяжело было работать с людьми, у которых за плечами преступления, убийства?
– Когда снимаешь кино, то неизменно завязываются дружеские отношения – так было и в этот раз. Мы общались с этими заключенными запросто, потому что относились к ним как к актерам. Но однажды охранник тюрьмы напомнил нам о том, что жалеть прежде всего нужно не этих преступников, а их жертв, женщин, которых они сделали вдовами, детей, оставшихся сиротами после их злодеяний. После этих слов у нас в голове началась путаница: мы не могли принимать всерьез их прошлое, потому что видели, насколько искренними они были с нами, как сильно они вкладывались в игру.
– Ваш фильм – это еще социальный эксперимент над заключенными. Вы пришли, дали им почувствовать прекрасное, дали свободу, а им потом все равно жить в тесных тюремных камерах. Как вы думаете, эти заключенные, когда вернутся на свободу, смогут социализироваться или вновь вернутся в преступную среду?
– Когда съемки уже закончились и заключенные расходились по своим камерам, Козимо Рега, сыгравший Касио, вдруг крикнул нам: «Паоло, Витторио, с сегодняшнего дня ничего больше не будет по-прежнему!» И это правда: после съемок два наших актера написали книгу, а Сальваторе Стриано, сыгравший Брута, уже вышел на свободу и теперь играет в театре и кино. Я не знаю, насколько такой способ может привести к искуплению их личной вины, но, безусловно, искусство – это то, что может сделать заключенных живыми, а не мертвыми. Когда была премьера фильма «Цезарь должен умереть» в Риме, то директор тюрьмы добыл разрешение для двух наших актеров присутствовать на ней. Там же был и президент Итальянской Республики Джорджо Наполитано, и когда фильм закончился, он подошел к Джованни Аркуро, сыгравшему Цезаря, и крепко его обнял. Потом в тюрьме все только об этом и говорили: «А вы знаете, что там случилось? Наполитано и Аркуро…» Так что, наверное, искусство может протянуть руку помощи этому миру.
– В вашей фильмографии есть две картины, снятые по романам одного из главных русских писателей – Льва Толстого. Не хотите вернуться к его произведениям?
– У нас с Витторио был один проект, который нам не удалось осуществить. Мы хотели снять фильм о последних днях Льва Николаевича – о его побеге из дома и смерти. Мы уже приступили к сценарию, когда наши продюсеры вдруг сказали, что в Соединенных Штатах только что вышла книжка, посвященная бегству Толстого и по ней собираются снимать фильм. Было ужасно больно, вплоть до того, что нам вообще расхотелось снимать любое кино. Когда фильм «Последнее воскресение» вышел, мы пошли его смотреть с глубочайшим желанием внутри себя, чтобы он оказался плохим. И это чувство оправдалось. Это же русский сюжет – как Льва Николаевича может играть западный актер? А Хелен Миррен в роли его жены Софьи? Когда мы думали над этим проектом, то хотели снимать здесь, в России, и только с русскими актерами. Американский фильм получился просто красивым шоу, но ведь настоящая трагедия и драма Толстого она, здесь, на русской земле. Завтра я поеду в Ясную Поляну, схожу на могилу Толстого и обязательно перед ним извинюсь. Скажу, что мы хотели, но не получилось.
В широкий прокат фильм «Цезарь должен умереть» выйдет 23 августа.