Еще одни балтийские ворота

Сегодня на Петербургском экономическом форуме говорили о создании глобальной экономической модели, устойчивой к геополитическим вызовам

Для России, претендующей на роль энергетической сверхдержавы ХХI века, это прежде всего эффективное использование своих природных богатств. О том, какие выгоды может принести такая политика, спецкору «Труда» рассказали в Усть-Луге.

Петр I немного промахнулся, когда прорубал окно в Европу. Если бы царь знал, что через 300 лет Россия станет крупнейшим поставщиком нефти и газа, то заложил бы Северную столицу не в мелководном устье Невы, а подальше на запад, где Финский залив больше похож на море.

Сегодня промах царя приходится исправлять экспортерам. 10 лет назад на северном побережье открылись терминалы нефтеналивного порта Приморск, куда пришла труба БТС-1. А в этом году на южном берегу залива начал работать порт Усть-Луга. На этот объект накануне экономического форума «Транснефть» впервые пригласила журналистов, чтобы показать, как оптимизация экспортных потоков укрепляет российские позиции на Балтике.

Вид на провал

Вообще спецнефтепорт Усть-Луга работает с марта. Танкеры по графику швартуются у причала, принимают нефть и берут курс на Роттердам. На экспорт отправлены первые 3,7 млн тонн, в июле портовики рассчитывают отгрузить еще как минимум 2 млн. Но хозяева пригласили прессу именно сейчас, чтобы поставить точку в истории, которая почти год держала в напряжении всех, кто так или иначе связан с этим крупным объектом.

— В начале июля позвонили строители и сообщили, что на четвертом причале провал, — вспоминает генеральный директор ООО «Невская трубопроводная компания» Константин Хамлай. — Земснаряд углублял фарватер, и, видимо, это спровоцировало вымывание. Вообще такое случается, но тут грунт сильно просел. И я сразу понял, что дело серьезное…

К счастью, на несущих конструкциях это никак не сказалось, эстакада и другие портовые сооружения не пострадали. Но на дополнительное обследование и восстановительные работы требовались время и деньги. Сроки ввода терминала оказались под угрозой.

В таких ситуациях нередко просто находят крайнего, а остальные умывают руки и делают вид, что у них все в порядке. Но новый нефтеналивной порт слишком важен для российской энергетики, чтобы им рисковать. Игорь Сечин дал указание разобраться и сделать все необходимое, чтобы исключить подобные ЧП. Специально созданная комиссия, куда вошли почти 40 научных, проектных и подрядных организаций, детально исследовала объект и внесла свои рекомендации. В частности, предложили укрепить не только основание причала, но также дно. По технологии это не обязательно, но решили перестраховаться.

Семь раз проверь

Высокий статус куратора поднял уровень ответственности, и комиссия заседала раз в неделю, по нескольку раз проверяли каждое предложение. Процедуры согласований и выдачи разрешений заняли больше времени, чем собственно восстановительные работы. В итоге даже в конце ноября, когда комиссия доложила о готовности причала, пуск нефтеналивного порта все-таки отложили.

— Никто не хотел рисковать, — объясняет Константин Хамлай. — А тут еще ходили разговоры, что вот, мол, сейчас морозом прихватило, а весной почва оттает и снова грунт поползет. В общем, решили взять паузу до весны.

Еще раньше стихия проверила объект на прочность. В декабре уровень воды в заливе поднялся, начались мощные шторма, которые случаются раз в полвека. В отличие от Питера, дамбы в Усть-Луге нет и море открытое. Волны так бились о причал, что однажды даже снесло будку погранпоста. Но несущие конструкции и портовое оборудование удары выдержали. В марте объект был сдан. Началась отгрузка нефти.

Нам показали весь порт, от диспетчерской до отгрузочного терминала. Техника, оборудование, контрольные приборы — все самое современное. Все процессы под жестким контролем операторов и аварийных служб. На той части причала, где было самое опасное проседание грунта, пока лежит галька. По этому участку время от времени прогоняют тяжелую технику, чтобы продемонстрировать очередной группе контролеров, насколько плотно лежит грунт. Сами местные специалисты в такой демонстрации большой нужды не видят, поскольку у них по части прочности конструкции сомнений не осталось.

Ничего личного

А по поводу разных слухов, которыми обросла эта история, у хозяев есть собственное мнение.

— Мы знаем, что на объекте все в порядке, и наша уверенность подкреплена целыми папками экспертных заключений, — говорит Константин Хамлай, на чьей голове за год добавилось седых волос. — Но никто из авторов публикаций не сделал попытки получить эти документы и разъяснения специалистов. Из чего я делаю вывод, что настоящая причина ажиотажа вокруг спецнефтепорта не связана с экологией или состоянием причалов.

О чем речь, догадаться несложно. Новый порт становится ключевым игроком на рынке морских перево-зок, причем не только нефти и не только транспортных. Слева от нефтяных терминалов — причалы ОАО «Роснефтьбункер», где уже отгружаются темные и светлые нефтепродукты, справа строятся причалы НОВАТЭКа для отгрузки сжиженного газа. Плюс еще есть угольный и серный терминалы. А на западе, ближе к устью реки, — пассажирский порт, куда уже заходит круизный теплоход из Германии.

Совсем недавно эти грузовые потоки шли другими путями, в том числе через Вентспилс и другие прибалтийские порты. Раньше там за перевалку получали хорошие деньги, теперь подсчитывают убытки. Но тут ничего личного — только бизнес. Это рынок, господа, и каждый имеет полное право использовать свои преимущества в борьбе с конкурентами. И сейчас, после открытия порта в Усть-Луге, у России в этом геополитическом споре появился еще один козырь.