Результат оказался довольно неожиданным
Благотворительный фонд Владимира Потанина составил собственный рейтинг ведущих российских вузов по итогам работы Федеральной стипендиальной программы и программ грантов для молодых преподавателей в 2011/2012-м учебном году
Как следует из документов этого фонда, его основная задача — содействовать становлению активных, творческих профессионалов в нашей стране. А важнейшее направление деятельности — это проведение долгосрочных стипендиальных и грантовых программ, адресованных талантливым студентам и перспективным преподавателям. Именно поэтому в программе фонда принимают участие 57 вузов — практически все крупные высшие учебные заведения России.
В этом году исследование охватило 11 300 студентов. При этом учитывались не только и не столько их профессиональные знания, сколько общая эрудиция, пространственный, речевой и
В суммарном рейтинге первое место занял Московский
Василий Попов, проректор по научной работе, инновациям и информатизации Воронежского государственного университета, профессор, член Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию:
— Рейтинг Фонда Потанина — это уже традиционное явление, для большинства вузов он является достаточно авторитетным. У них довольно специфичная система составления рейтинга, то есть они берут лишь те показатели, которые, что называется, могут вручную пощупать: это качество тех студентов, которые участвуют в отборе, побеждают и реализуют собственные проекты.
В отличие от остальных рейтингов они не оценивают
Благотворительный фонд Владимира Потанина составил собственный рейтинг ведущих российских вузов по итогам работы Федеральной стипендиальной программы и программ грантов для молодых преподавателей в 2011/
ВУЗ | Балл первого дня (тестирование) | Балл второго дня (игровой тур)+волонтерские проекты (школы) | Конкурсы преподавателей | Общий балл | |
1 | Московский физико-технический институт (МФТИ) | 6,35 | 4,51 | 6,38 | 17,24 |
2 | Санкт-Петербургский государственный университет | 6,14 | 4,42 | 6,55 | 17,11 |
3 | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | 5,87 | 4,36 | 6,95 | 17,18 |
4 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 5,6 | 4,31 | 6,89 | 16,80 |
5 | НИУ Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева | 5,64 | 4,29 | 6,95 | 16,88 |
6 | Челябинский государственный университет | 5,6 | 4,27 | 6,89 | 16,76 |
7 | Новосибирский государственный университет | 6,14 | 4,24 | 6,13 | 16,51 |
8 | Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского | 5,54 | 4,21 | 6,8 | 16,55 |
9 | Воронежский государственный университет | 5,74 | 4,18 | 6,49 | 16,41 |
10 | Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону | 5,26 | 4,18 | 7,35 | 16,79 |
11 | Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена | 5,34 | 4,16 | 6,94 | 16,44 |
12 | Тверской государственный университет | 5,26 | 4,14 | 6,79 | 16,19 |
13 | Белгородский государственный университет | 5,4 | 4,14 | 7,2 | 16,74 |
14 | НИУ Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики | 5,89 | 4,13 | 6,53 | 16,55 |
15 | Ростовский государственный медицинский университет | 5,2 | 4,13 | 6,91 | 16,24 |
16 | Томский государственный университет | 5,33 | 4,1 | 7,22 | 16,65 |
17 | Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов | 5,77 | 4,09 | 6,44 | 16,30 |
18 | Владивостокский государственный университет экономики и сервиса | 5,29 | 4,09 | 6,77 | 16,15 |
На тестирование допускаются отличники за две последние сессии. Тест является единым для всех вузов и состоит из 80 вопросов, в том числе на эрудицию, пространственный, речевой и логико-математический виды интеллекта. Позиция вуза в рейтинге зависит от общего уровня интеллекта и эрудиции обучающихся в нем отличников. Это может также свидетельствовать об уровне требований к студентам в том или ином вузе.
Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты следующих вузов:
• Московский физико-технический институт (МФТИ) (6,35);
• Санкт-Петербургский государственный университет (6,14);
• Новосибирский государственный университет (6,14);
• Государственный университет – Высшая школа экономики (6,03);
• Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (6).
Высокие совокупные баллы говорят об активной жизненной позиции, высокой мотивации к развитию и социальной активности. Таким образом, это свидетельствует о высокой конкурентоспособности студентов после окончания вуза. В настоящее время это проявляется и в том, что, закончив бакалавриат в региональном вузе, многие стипендиаты продолжают обучение в магистратуре столичного вуза.
В соответствии с рейтингом, самые активные отличники учатся в следующих вузах:
• Амурский государственный университет, Благовещенск (4,51);
• Пермский государственный университет (4,42);
• Московский физико-технический институт (МФТИ) (4,36);
• Санкт-Петербургский государственный университет (4,31);
• Новосибирский государственный университет (4,29).
Как правило, высокие места в рейтинге – у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают советы молодых ученых. Большую роль играет использование интернета в учебном процессе, работа преподавателей в одном информационном поле с современными студентами.
Самые высокие преподавательские баллы оказались у следующих вузов:
• Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону (7,35);
• Томский государственный университет (7,22);
• Белгородский государственный университет (7,2);
• Ставропольский государственный университет (7,2);
• Сибирский федеральный университет (7,11).