Решение Минюста о том, чтобы отказать в регистрации Партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» под руководством Михаила Касьянова, Бориса Немцова, Владимира Рыжкова и Владимира Милова, эксперты считают закономерным и предсказуемым.
Министерство юстиции мотивировало свой отказ тем, что в документах партии найдено много «мертвых душ». Некоторые из живых партийцев также категорически открестились от своей политической принадлежности.
Исполнительный директор Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгий Федоров уверен, что основания для отказа Минюста в регистрации действительно имеются.
«Это было предсказуемо, и вот по каким причинам, – говорит эксперт. – По нашей информации, в регионах действительно были зафиксированы многочисленные нарушения». С точки зрения Федорова, это стало следствием халатного подхода партийцев к подготовке документов, причём возможно, что это было сделано намеренно. «По моему мнению, они сделали всё, чтобы им отказали в регистрации, - считает эксперт. - То есть, с их стороны была предпринята политическая провокация, а Минюст всего лишь зафиксировал нарушения. Попробуйте в банке неправильно документы оформить, так вам тоже кредит не дадут».
Провокация, по мнению политолога, связана с одним простым обстоятельством: у «ПАРНАСа» нет никакой электоральной базы. Попросту говоря, за ней никто, кроме лидеров, не стоит. «Если бы их зарегистрировали и партия получила бы возможность участвовать в выборах, за неё проголосовал бы в лучшем случае один процент избирателей — и это был бы полный провал их пиар-технологий по поводу того, что их партия якобы пользуется массовой поддержкой у населения», - подчеркивает Георгий Федоров.
А заместитель гендиректора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов считает, что у «ПАРНАСа» не было шансов правильно оформить все бумаги, даже если бы лидеры партии сильно этого захотели. «Политическим маргиналам, а именно к таковым относится Партия народной свободы, очень сложно выполнить все требования, которые имеются в законе о политических партиях, - считает политолог. - Это касается и разветвленной сети региональных отделений, и численности партии, не говоря уже о том, что сам процесс оформления документов – очень трудоемкая и требующая очень жесткого контроля, в том числе на местах, работа». С нею, по мнению политолога, «ПАРНАС» не мог справиться просто в силу отсутствия в активе партии реальных людей на местах.
Шатилов считает, что сейчас осилить задачу создания и регистрации новой массовой партии могли бы только такие политические монстры, как ЕР, КПРФ и ЛДПР, массовость которых не вызывает сомнений даже у их оппонентов. Провал «ПАРНАСа», - резюмировал политолог, - является вполне естественным. «Если у вас нет организационных и прочих ресурсов, то здесь, что называется, нечего на зеркало пенять», - подытожил он.
Помимо этого, политологи обращают внимание на обстоятельство, что сама по себе оппозиционная политическая ориентация не является аргументом ни «за», ни «против» регистрации партии. «Если мы говорим о построении правового государства, то право должно применяться одинаково ко всем: и к чиновникам, и к оппозиционерам, - уверен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Оппозиционность не является индульгенцией для нарушения закона», - подчеркнул политолог.