Бензин не собирается дешеветь. Почему?

В России топливо дорожает в двух случаях: когда цены на нефть растут и когда они падают

Стоимость бензина продолжает расти во многих регионах страны. И ощутимого снижения цен не ожидается как минимум до конца лета. Если раньше оправданием его удорожания служила дежурная фраза «у нефтяников высокие налоги», то теперь к ним присоединилась еще одна — «подорожавшая нефть». Но это версия монополий. Народ рассуждает иначе: если нефть дорожает, значит, доходы в РФ от ее продажи растут, следовательно, есть возможность понизить цену на бензин для россиян. Так почему этого не происходит? И как можно решить эту проблему?

Вариант первый: вмешательством государства

Ситуация, когда у каждого своя правда, длится уже много лет. Решить ее, по мнению опрошенных «Трудом» экспертов, может лишь вмешательство государства.

Когда экспорт бензина стал наносить ущерб собственной экономике, власти ввели временный запрет на продажу автотоплива за рубеж. Но это не решит проблему до конца. Многие экономисты считают, что настала пора ввести прямое регулирование цен на такой социально значимый продукт, как бензин. Почему этого не происходит? Представители Федеральной антимонопольной службы ответили нам так: «Действующими законами РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, а значит, они должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции».

Получается парадокс: -в части нерегулирования цен закон в нашей стране соблюдается. А вот в части «формирования на основе конкуренции» — почему-то нет. И пока будут действовать двойные стандарты, письма с таким содержанием будут продолжать приходить к нам в редакцию: «Я пенсионер, автолюбитель с 40-летним стажем. С открытием дачного сезона выкатил „старушку“ из гаража. Но увидел цену в 25 рэ за литр 92-го и вкатил ее обратно. А ведь власти так сильно боролись — во всяком случае по телевизору — за удешевление бензина: И что толку? Пешком придется до огорода идти:»

Вариант второй: изменить схему налогообложения

Специалисты, имеющие опыт работы с нефтяными компаниями как в России, так и в США, уверяют, что 9–10% прибыли для нефтяников за рубежом считается более чем удачей.

При этом иностранцы умудряются разделить свой доход и на выплаты дивидендов, и на вложения в развитие бизнеса. А в нашей стране негласная норма прибыли в 1,5–2 раза больше. Возникает вопрос: у них там затрат меньше или совести больше? Скорее второе. Сравнение показателей «нефтянок», работающих только на территории РФ, с данными компаний, имеющих доход в РФ и за рубежом, показывает, что вторым сверхдоходы приносят именно родные просторы. Из доклада аналитиков топливного рынка «Национальные особенности роста цен» можно сделать вывод: благодаря относительно низким ценам российских поставщиков материалов и комплектующих производство бензина в России обходится не очень дорого. Получается, что если сговориться и поднять цену топлива до небес и при этом еще экономить на зарплатах сотрудников, то можно обеспечить своих потомков поколений на семь вперед. Чем они, похоже, успешно и занимаются. Увы, за наш с вами счет. И при этом ноют, что им приходится работать чуть ли не с нулевой прибылью, потому что у них очень большие налоги.

А какие именно? По данным Федерации автомобилистов России (ФАР), в одном литре бензина (Аи — 92): налог на добавленную стоимость — 15,25%, на добычу полезных ископаемых — 15–17%, на прибыль, имущество, фонд оплаты труда и др. — 11,15–12,5%, акцизы на нефтепродукты — 15,6–16,2%. Итого: 58–60%. Чтобы защититься от перекладывания этих налогов на цену бензина, а следовательно, и от его подорожания, специалисты московского отделения ФАР предлагают перенести налог (и сверхприбыль нефтяников) из автотоплива в сырую нефть. Если опустить все сложности финансовых подсчетов этой схемы, то упрощенный результат можно сформулировать так: цена сырой нефти не зависит от чьей-то жадности, поэтому влиять на стоимость бензина сильно не сможет.

Вариант третий: производить больше бензина и «надавать по рукам»

Есть и еще один вариант решения вышеописанной проблемы: производить больше бензина. Тогда на рынке появится конкуренция, производственные мощности наконец модернизируются и цена если и не сильно понизится, то хотя бы не будет без конца расти.

А сколько именно надо производить бензина в нашей стране, чтобы он наконец перестал дорожать? Ответа на этот вопрос сейчас нет. Однако не исключено, что он скоро появится. Дело в том, что глава кабинета министров РФ Владимир Путин на недавнем заседании координационного совета Общероссийского народного фронта заявил о том, что «нужен объективный анализ ситуации, связанный и с введением новых видов высокооктановых бензинов, и с тем, сколько у нас производится, сколько идет на экспорт, сколько нам нужно сырья для производства высокооктанового бензина». Премьер-министр сообщил о своем намерении дать предложение в целом правительству для того, чтобы «они способствовали организации большой работы». И подчеркнул: «Дело даже не в предвыборном годе. Дело в социальной справедливости и необходимости кое-кому надавать иногда по рукам, когда залезают людям в карман».

Последние данные по цене бензина (Федеральная служба госстатистики РФ)

Рентабельность нефтяных компаний (%, 2010 год)

Иностранных:

Российских:

Данные www.far-msk.ru