Стоимость бензина продолжает расти во многих регионах страны. И ощутимого снижения цен не ожидается как минимум до конца лета. Если раньше оправданием его удорожания служила дежурная фраза «у нефтяников высокие налоги», то теперь к ним присоединилась еще одна — «подорожавшая нефть». Но это версия монополий. Народ рассуждает иначе: если нефть дорожает, значит, доходы в РФ от ее продажи растут, следовательно, есть возможность понизить цену на бензин для россиян. Так почему этого не происходит? И как можно решить эту проблему?
Ситуация, когда у каждого своя правда, длится уже много лет. Решить ее, по мнению опрошенных «Трудом» экспертов, может лишь вмешательство государства.
Когда экспорт бензина стал наносить ущерб
Получается парадокс: -в части нерегулирования цен закон в нашей стране соблюдается. А вот в части «формирования на основе конкуренции» —
Специалисты, имеющие опыт работы с нефтяными компаниями как в России, так и в США, уверяют, что 9–10% прибыли для нефтяников за рубежом считается более чем удачей.
При этом иностранцы умудряются разделить свой доход и на выплаты дивидендов, и на вложения в развитие бизнеса. А в нашей стране негласная норма прибыли в 1,5–2 раза больше. Возникает вопрос: у них там затрат меньше или совести больше? Скорее второе. Сравнение показателей «нефтянок», работающих только на территории РФ, с данными компаний, имеющих доход в РФ и за рубежом, показывает, что вторым сверхдоходы приносят именно родные просторы. Из доклада аналитиков топливного рынка «Национальные особенности роста цен» можно сделать вывод: благодаря относительно низким ценам российских поставщиков материалов и комплектующих производство бензина в России обходится не очень дорого. Получается, что если сговориться и поднять цену топлива до небес и при этом еще экономить на зарплатах сотрудников, то можно обеспечить своих потомков поколений на семь вперед. Чем они, похоже, успешно и занимаются. Увы, за наш с вами счет. И при этом ноют, что им приходится работать чуть ли не с нулевой прибылью, потому что у них очень большие налоги.
А какие именно? По данным Федерации автомобилистов России (ФАР), в одном литре бензина (Аи — 92): налог на добавленную стоимость — 15,25%, на добычу полезных ископаемых — 15–17%, на прибыль, имущество, фонд оплаты труда и др. — 11,15–12,5%, акцизы на нефтепродукты — 15,6–16,2%. Итого: 58–60%. Чтобы защититься от перекладывания этих налогов на цену бензина, а следовательно, и от его подорожания, специалисты московского отделения ФАР предлагают перенести налог (и сверхприбыль нефтяников) из автотоплива в сырую нефть. Если опустить все сложности финансовых подсчетов этой схемы, то упрощенный результат можно сформулировать так: цена сырой нефти не зависит от
Есть и еще один вариант решения вышеописанной
А сколько именно надо производить бензина в нашей стране, чтобы он наконец перестал дорожать? Ответа на этот вопрос сейчас нет. Однако не исключено, что он скоро появится. Дело в том, что глава кабинета министров РФ Владимир Путин на недавнем заседании координационного совета Общероссийского народного фронта заявил о том, что «нужен объективный анализ ситуации, связанный и с введением новых видов высокооктановых бензинов, и с тем, сколько у нас производится, сколько идет на экспорт, сколько нам нужно сырья для производства высокооктанового бензина».
Иностранных:
Данные www.