...Познакомились мы с ним в первый же день моего вселения.
- О-о, журналист, привет! - воскликнул небольшого роста парень, когда я выгружал вещи из машины. - Значит, соседом будешь. Давай пособлю!
Лицо парня было помято. Подсобил. Взял "гонорар" на пару бутылок. А дальше, конечно, пошло-поехало: "А, журналист, привет! На пиво не найдется?" - эта фраза преследовала меня каждый день. Иногда брали зло, досада. Выход не лучший. Надвигаешь кепку на глаза - и мимо, будто не слышишь. Не я, так другой остановится, сунет в руку десятку.
Какое именно горе ежедневно заливал Малек, молодой, 30-летний мужик? Банальная история. Отец пил, потом бросил семью. Малек остался с матерью, симпатичной, кстати, женщиной. Когда сын запил окончательно, она махнула на него рукой, но кормила. Один он, что ли, такой?! Вон их сколько околачивается у подъездов магазинов, станций метро. И ведь находят "растительному" существованию оправдание! Вы бы слышали, какие гневные тиражи нес Малек и о коррупции, и о пузане с "Мерседесом" из соседнего подъезда. По всему выходило, что он жертва, типичный продукт несовершенного мироустройства.
Кстати, Славины друзья из нашего двора - человек пять - имеют квартиры или живут с родственниками. В канализационных люках не ночуют. Но ни один не работает. Иногда подворовывают. На серьезные дела не идут - духу не хватает. Но захмелевшего случайного собутыльника оберут запросто. В основном же выпрашивают деньги. А это наука уникальная. Она держится на знании русского характера. Ну не можем мы пройти мимо страдающего человека! И не важно, от чего он страдает - "от водки иль от простуд". Вот он стоит перед тобой, этот очередной малек, и тянет: "Друг, выручи..." Психологи! Выбирают моменты, читают по лицам - точно угадывают человека совестливого, жалостливого. И - в атаку. А ты не можешь отказать.
Заработки на постоянной основе их не привлекают. Подтолкнуть машину, поднести вещи, подхватить пустую бутылку и сдать - это да. Но когда я попросил Славу за 50 рублей отбросить снег от "ракушки", он поморщился: дескать, буду я лопатой махать...
Как-то, услышав очередной восклик: "О-о, журналист, привет...", я оборвал Малька:
- Знаешь, я был в Чечне, где наши солдаты зарабатывают деньги, рискуя жизнью. А ты что делаешь? Почему все должны содержать тебя?
Малек уставился на меня как баран на новые ворота. И вот узнал, что его больше нет. На похоронах плакала только мать...
КСТАТИ
Олег Митяев:
Когда проходят дни запоя,
Мой друг причесан и побрит
И о высоком говорит
Уже не страстно, а спокойно
И даже как-то безразлично,
Как будто все само собой,
Он выражается прилично
И к жизни тянется другой.