АТОМНЫЕ МОНСТРЫ

Во второй половине прошлого века диковатая сегодня логика "холодной войны" загнала нас и американцев за частоколы ядерных ракет. В Москве и Вашингтоне были уверены: судьбы мира, скорее всего, придется решатьна поле боя по колено в радиоактивном пепле. Cон политического разума по обе стороны океана рождал боевых чудовищ с реакторами.

Часть из этих потрясающе дорогостоящих новинок так и осталась в проектах. Часть - воплощена в "железе", и что с ними теперь делать, никто не знает. Когда нынче открывается маниакальная глубина замыслов стратегов, становится понятным, почему страна десятилетиями томилась в очередях за мясом, маслом и женскими сапожками. Гонка таких вооружений разорила бы любую казну.
КРАСНЫЙ ФЛАГ НАД ПЕНТАГОНОМ
К концу 50-х в советском Генштабе созрел план: в случае начала третьей мировой скрытно высадить на американское побережье батальон морской пехоты. А лучше не один. А там до Вашингтона рукой подать. Сокрушительный марш-бросок, и вот уже алый флаг над поверженным Пентагоном, Капитолием или Белым домом... Одна беда - тайно подобраться к Америке мешает океан. Атлантику решено было преодолеть на атомных подводных лодках. Но где взять такие атомоходы, чтобы вместили полтыщи морпехов с танками?
Первая попытка спроектировать гигантский атомоход была предпринята в 1960 году в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н. Киселева. Назвали корабль, призванный стать "большой атомной транспортно-десантной подводной лодкой - минным заградителем", проектом 664. В сентябре были готовы уже четыре варианта. Но воплотить замысел в жизнь помешала предельная загрузка отечественных верфей, на которых экстренно клепали подводные ракетоносцы.
В 1965 года идея марш-броска нашей морской пехоты на Вашингтон возродилась. Гигантский подводный транспорт проекта 748 с учетом приобретенного опыта поручили создавать все тому же Киселеву и ЦКБ-16. Задачу сформулировали так: лодка должна быть способна скрытно высадить на необорудованное побережье 1200 человек десанта или усиленный батальон морской пехоты численностью в 470 человек с тремя плавающими танками ПТ-76, двумя бронетраспортерами БТР-60 и шестью ротными минометами. К августу в чертежах вышел атомоход, корпус которого представлял собой три прочных цилиндра. В боковых - колесная и гусеничная бронетехника, в центральном - помещения для экипажа и десанта. Для противовоздушной обороны при высадке на берег предусмотрены были даже две автоматические зенитные артустановки калибра 57 миллиметров. Выбираться на берег танки и бронетраспортеры должны были по двум аппарелям в сплющенной, "камбалообразной" носовой части корабля. И только из-за того, что в Северодвинске снова не нашлось свободной верфи, работы пришлось свернуть.
О ПОСАДКЕ ЗАБЫТЬ
Прорыв, который в начале 50-х годов совершили советские ученые в разработке ядерных энергетических установок для Военно-морского флота, вдохновил и на поиски возможностей отправить реакторы в небо. О программе создания отечественных атомолетов "Труду" расcказал помощник президента ОАО "Туполев" Владимир Ригмант:
- Сами понимаете, время было такое. 12 августа 1955 года вышло постановление Совмина, согласно которому КБ Туполева и Мясищева должны были заняться проектированием атомолета. Военных завораживала сама идея - получить боевую систему, дальность полета которой и время пребывания в воздухе ограничивались бы только выносливостью экипажа. Туполевская программа должна была завершиться постройкой в конце 70-х - начале 80-х годов серии боевых самолетов с ядерными двигателями.
К счастью, этим планам не было суждено сб ыться. Прежде всего из-за денег. Еще один ядерный проект страна просто бы не потянула. Кроме того, в правительстве нашлись дальновидные люди, которые попытались просчитать последствия в плане безопасности проекта. Представляете, что бы произошло, если бы самолет с ядерным двигателем потерпел катастрофу?
- Но испытания-то все же проводились?
- Сначала надо было посмотреть, как ядерный реактор поведет себя в воздухе. Поэтому его установили на тяжелом стратегическом бомбардировщике Ту-95М. С мая по август 1961 года на этой летающей лаборатории было выполнено 34 полета. Сначала - с холодным реактором, потом - с работающим. На следующем этапе программы ядерную установку планировалось ставить уже на место двигателя. Проект этот получил название Ту-119. Одновременно началась разработка дальнего сверхзвукового бомбардировщика с ядерной силовой установкой Ту-120.
- А что в это время происходило у конкурентов из КБ Мясищева?
- Там тоже исследовательские работы шли полным ходом. Если бы удалось создать компактный атомный двигатель, то М-60, так окрестили эту машину, должен был бы иметь дальность полета не менее 25 тысяч километров и скорость 3-3,2 тысячи километров при высоте до 20 километров. Эксперты рассчитали, что и туполевский, и мясищевский атомолет, появись он на свет, мог бы находиться в воздухе более суток и нести бомбовую нагрузку до 18 тонн.
- Нечто подобное наверняка создавалось и в США...
- Они истратили на эту программу около 10 миллиардов долларов, дальше нас не продвинулись, и в начале 1961 года президент Джон Кеннеди распорядился прекратить работы в этой области.
- А кто их свернул у нас?
- Никита Хрущев. В 1960 году состоялось крупное совещание по перспективам развития стратегического оружия. На нем авиаконструкторов спросили, сколько времени надо на подготовку атомолета к старту? Ответ был - сутки. А ракетчики во главе с Сергеем Королевым заявили, что им для запуска их оружия требуются минуты. Говорят, они так красочно расписали Хрущеву, что будущие войны - это прежде всего обмен ракетно-ядерными ударами, что он поверил в это сразу. Так приоритет был отдан стратегическим баллистическим ракетам и подводным ракетоносцам.
Но один из ядерных монстров все же был построен! Где сейчас находится этот уникальный и безумно дорогой корабль? Об этом мы расскажем в следующем выпуске "Труд-7".