ГРАН-ПРИ БЕЗ ХОЗЯИНА

"Два в одном" - столь иронично определила публика завершившийся IХ Московский международный балетный конкурс. Дело в том, что впервые вместе с артистами-исполнителями соревновались и хореографы. Что до нарочитой приземленности эпитета, то его авторы таким способом выразили отношение к зрелищу, оказавшемуся в целом, как говорится, "мало-высокохудожественным".

Не внушили оптимизма уже сами мрачные лица устроителей, оглушивших заявлением о том, что "за сохранность оставленных без присмотра вещей оргкомитет ответственности не несет", - сие ценное сообщение было сделано прямо во время жеребьевки участников в Бетховенском зале Большого театра. Кстати, на этой жеребьевке выяснилось, что большинство участников - представители России, Украины и Казахстана. Всего лишь по нескольку артистов приехали от Кореи, Японии, Бразилии и Аргентины. Статус международного поддержали еще пара китайских танцовщиков, три представителя Египта, две гражданки США - правда, прежде проживавшие в Киеве, одна представительница Малайзии, одна голландка и израильтянка, тоже "из наших". Признать, что многие страны, имеющие крепкие танцевальные школы, не хотят участвовать в нашем конкурсе, было неприятно. Но спорить с очевидным - занятие неблагодарное. И хотя на пресс-конференции членов жюри голландский хореограф Руди ван Данциг сказал, что в Москву европейские танцовщики не едут потому, что русские танцуют лучше, его ответ выглядел вежливой, но неловкой отговоркой. Не мог же воспитанный голландец публично признать, что за конкурсом давно идет слава не слишком объективного. Как бы кто ни выступил, фаворитами, как правило, оказывались советские, потом - российские исполнители. И все же теплилась надежда: может, хоть это состязание прервет не лучшую "традицию"?
Но уже первый тур показал несостоятельность этих надежд. Казалось, он длился целую вечность (а всего-то - четыре дня), превратив сцену прославленного театра в площадку для претенциозно-скучных экзерсисов невиданного числа дилетантов.
124 исполнителя - артисты двух возрастных групп, "младшей" и "старшей", - не прошедшие никаких предварительных просмотров, в большинстве своем поражали отсутствием элементарной выучки и вкуса. Средние по обычным меркам танцовщики воспринимались публикой как настоящий подарок. А когда на сцене появилась танцовщица из Китая Ван Циминь, блистательно, в изысканной манере исполнившая с партнером па-де-де из "Спящей красавицы", зрительный зал буквально взорвался овацией. Привлек к себе внимание и дуэт балерины Барбосы-Роберты Маркеш с танцовщиком Пинто-Тьяго Суарешем из Бразилии. Леонид Сарафанов из Киева "сорвал" аплодисменты легким, отточенным исполнением хореографии Виктора Гзовского.
Первый тур, продемонстрировав возможности, а по большей части "невозможности" участников, открыл и состязание хореографов. 35 балетмейстеров, в основном из стран СНГ, претендовали на премии в размере от 3 до 5 тысяч долларов. Но по ходу дела выяснилось, что претенденты весьма смутно понимают, что значит "современная хореография". Если бы речь шла о литературе, то можно было бы сказать, что это конкурс графоманов. Номера "ресторанного" толка, густо прослоенные элементарными гимнастическими упражнениями, заполонили сцену. Сами за себя говорили и напыщенно-дежурные названия: "Гибель "Титаника", "Дух пустыни", "Отшельники" соседствовали со всевозможными "Заклинаниями", "Наваждениями", "Искушениями". Широко был представлен и мир животных: "Кошка", "Тарантула" (именно так, в женском роде), "Жук"... Говорить бы об этом и вовсе не стоило, если бы среди подобной беспомощной чепухи, поставленной папами и педагогами участников, не оказалось замечательных номеров молдавского хореографа Раду Поклитару. Его миниатюра "Три грузинские песни" в исполнении Надежды и Егора Щепачевых из Кишинева стала единственным настоящим событием конкурса, принеся постановщику заслуженный успех и первую премию.
Второй тур, оставивший "за бортом" часть конкурсантов, не был щедр на сюрпризы. В старшей группе по-прежнему явно лидировала китаянка Ван Циминь. По достоинству был оценен и актерски одаренный Алексей Борзов. Его танец в "Арлекинаде" привлек легкостью и незаурядным артистическим даром. А вот запомнившийся по первому туру Сарафанов явно проиграл, выбрав для исполнения знаменитую "Тарантеллу" Джорджа Баланчина. Он сильно переборщил с эмоциями, к тому же технически насыщенный танец оказался ему не под силу, да и своеобразный стиль хореографа не дался исполнителю. Неудачный костюм, подчеркивавший несовершенство фигуры, еще больше испортил впечатление. Не удалось блеснуть и Екатерине Шипулиной с Русланом Скворцовым. Выбрав сложный дуэт из "Эсмеральды" хореографа Нины Березовой, дуэт из Большого театра, похоже, спутал его по манере и настроению с "Пахитой".
Кроме классики, в программу второго тура входил и "современный" номер, с той лишь разницей, что в нем оценивался труд не постановщика, а исполнителя. Барометром оценки и здесь, конечно, оказался зритель. Если первое "классическое" отделение публика, несмотря на скромные творческие достоинства большинства участников, все же "высиживала", то после антракта театральный зал до неприличия пустел. Смотреть на катание тел по полу, исступленно задранные выше головы ноги, неловко-похотливые виляния бедрами, видимо, не было сил. Спас впечатление от этого вечера все тот же хореограф - Поклитару. Номер "Чокырлия", свежий по пластике, остроумный и в то же время искренний, в исполнении японки Хигучи Юри был настолько хорош, что оставшиеся в зале "мученики от искусства" воспряли духом. Но ненадолго.
В финальный тур расщедрившееся по неизвестным причинам жюри пропустило около 40 человек. В борьбу за призовой фонд конкурса в размере 200 тысяч долларов вступили артисты, которые в прежние времена едва ли добрались бы и до второго тура. Испытание засыпающей публики "на прочность" длилось почти до полуночи... Зато клакеры бодрствовали вовсю, честно отрабатывая свою "зарплату" криками "браво" и не к месту раздававшимися аплодисментами. Только глубокой ночью стали известны победители этого самого многочисленного по числу участников и одновременно самого унылого за всю историю его проведения соревнования.
Вот их имена: в младшей группе первую премию получили Куранага Миса (Япония) и Полина Симеонова (Россия). В старшей призы того же достоинства разделили Ван Циминь (Китай) и Оксана Кучерук (Россия), Леонид Сарафанов ( Украина) и Пинто-Тьяго Суареш. Значительная часть наград не досталась никому, в том числе и главный приз конкурса - "Гран-при".