Мой приезд сюда совпал с годовщиной работы на заводе новой команды управленцев. Однако торжеств по данному случаю не было.
- Не до праздника, - пояснил генеральный директор Виктор Пирогов, - вот вытащим завод из долговой ямы, тогда и отметим.
Здесь действительно не до веселья: предприятие находится в состоянии банкротства. Его кредиторская задолженность - полтора миллиарда рублей. Каждый шаг команды Пирогова находится под пристальным вниманием властей и, разумеется, прежнего управленца - группы "СУАЛ", которая еще год назад, прикрываясь благозвучными лозунгами, пыталась в буквальном смысле прикарманить завод. Как? Да очень просто.
- Прежние руководители, - говорит финансовый директор предприятия Дмитрий Шептяков, - создали новое предприятие "СИБЭЛ", на которое стали переводить производственные мощности и основных работников завода. Учредителями этого предприятия, уставный капитал которого, кстати, был равен всего восьми тысячам рублей, стали некие оффшорные фирмы, принадлежащие частным лицам. И если бы не жесткая позиция губернатора области Виктора Толоконского, электродный действительно мог попасть в нечистые руки...
При этом прежняя команда управленцев, возглавлял которую господин Кохановский, постаралась сделать все возможное, чтобы заручиться поддержкой трудового коллектива. Для этого они создали так называемый Независимый профсоюз (НПР), который действует и сейчас. По его инициативе в поселке Линево, где проживает большинство работников завода, время от времени проходят митинги протеста, которые порой больше напоминают сборища не совсем трезвых людей.
- Я не сомневаюсь, - говорит начальник производственного отдела Валентин Гончаров, - что эти "акции протеста" проходят по сценариям, сочиненным людьми "СУАЛА". Поэтому лучше отвлечься от эмоций и взглянуть на цифры. Реализация продукции при нынешнем руководстве выросла на 65 процентов. Почти на тысячу рублей увеличилась зарплата. Производство стало работать более стабильно. В кои-то веки мы имеем четкие планы ремонта и реконструкции оборудования.
- Когда я пришел на завод, - вспоминает В.Пирогов, - он был завален нереализованной продукцией, а цеха продолжали выдавать ее. Причем выпускалась и та, которая не имела спроса на рынке. Поэтому нам пришлось срочно пересматривать номенклатуру и объемы, отлаживать структуру сбыта.
В результате общий объем продукции в этом году сократился, а доход от ее реализации вырос на 500 миллионов рублей. Вот это по-хозяйски!
Сейчас на заводе идут ремонт и замена устаревшего оборудования. Но странно: даже этот, казалось бы, положительный факт прежние руководители стремятся использовать, чтобы очернить нынешних.
Завод останавливают, скоро погасят печи, а значит, все останутся без работы, - стращают они заводчан, выдавая белое за черное. Спекулируют и на такой болезненной теме, как заработки, хотя прекрасно знают, что средняя зарплата выросла и, перевалив за пять тысяч рублей, оказалась самой высокой среди предприятий Новосибирской области. Держать такой уровень зарплаты на заводе- банкроте очень непросто. Однако держат.
Недавно здесь побывала группа депутатов Новосибирского областного совета. Вникнув в суть происходящего, депутаты отметили, что истерия вокруг электродного завода объясняется стремлением определенных лиц любыми путями вернуть утраченный над ним контроль. Они отметили также и положительные сдвиги, происшедшие здесь за последние полгода. Заводом получена прибыль в 125 миллионов рублей. Наметилась тенденция к снижению кредиторской задолженности. Совершенствуется структура производства, улучшается качество продукции.
А недавно комиссия администрации области и областного совета проанализировала состояние дел на Новосибирском электродном заводе. Отмечено: нынешняя команда менеджеров успешно осуществляет внешнее управление заводом. Казалось бы, что еще? Надо просто дать заводу работать спокойно, - все проблемы постепенно решатся. Так нет же, кому-то нормальная работа завода, как кость в горле, - так и норовят ножку подставить.