РАЗВЕДКА БИЛА ТРЕВОГУ

О сигналах, поступивших в нашу разведку и предупреждавших: война с Германией совсем близко, можно написать целую книгу. Сталин их сознательно, упорно игнорировал. Били тревогу и "кембриджская пятерка" во главе с Филби, и Зорге.

Держу в руках еще один уникальнейший документ. Я бы назвал его показательным. Не поверить приведенным в нем данным, переданным одной из разведгрупп в Центр, мог лишь человек, маниакально веривший, что Гитлер на обман не способен. Таким до конца убежденным в честности фюрера оказался Иосиф Сталин. 16 июня 1941 года группа, рискуя быть выданной, направила сообщение на имя начальника разведки: все подготовлено, удара фашистской Германии можно ожидать в один из ближайших дней в любой момент.
Сталину о предупреждении из рейха доложили сразу же. 17 июня к вождю были вызваны руководители разведки. Строгим, недовольным голосом Иосиф Виссарионович спросил: что это такое? Начальник разведки Фитин так описывал последовавшее объяснение: "Не без большого внутреннего волнения я сказал, что материалы надежные, получены от надежных источников и что информация их, которую получали раньше, подтверждается". Сталин закурил трубку и заявил: "Никому из немцев, кроме Вильгельма Пика (один из руководителей немецких коммунистов. - Н.Д.), верить нельзя. Но если вы считаете надежным, перепроверьте". Фитин расстроился, одернул Зою Ивановну Рыбкину (Воскресенская З.И. - впоследствии известная писательница, кадровая сотрудница разведки. - Н.Д.). Она и готовила эту информацию для доклада. Направили запрос о подтверждении.
За время, что продолжалась вся эта волокита, из Финляндии, Италии и Польши поступили три телеграммы от наших нелегалов: война начнется 22 июня! Разведчица-нелегал, приславшая это сообщение из Польши, указала время с точностью до часа.
Любопытную деталь узнал совсем недавно из беседы с разведчиками Михаилом Исааковичем и Елизаветой Ивановной Мукасей. О судьбе этой супружеской пары, более полутора десятков лет нелегально проработавшей в Европе уже после войны, еще предстоит рассказать. А тогда Михаил Мукасей работал в Лос-Анджелесе под крышей Советского генконсульства. Так вот, молодого общительного сотрудника о грядущем нападении Гитлера предупреждали многие. В том числе и весьма известные личности. Говорил Мукасею о войне даже знаменитый актер и режиссер Чарли Чаплин. Жена Мукасея Елизавета передавала информацию в Центр, в Москву. Ответом на предупреждение всегда было молчание.