Такую точку зрения разделяют в Минсельхозе, Институте конъюнктуры аграрного рынка. Директор этого института Елена Тюрина подтверждает: валовое производство зерна в России составит в этом году 63-73 миллиона тонн, тогда как потребность - порядка 80 миллионов.
Понятно, что уже сегодня надо думать, откуда и как ввозить этот продукт первой необходимости. Тем более что в соседнем Казахстане, где мы закупали зерно в прошлом году, нынче виды на урожай незавидные. Стало быть, считает Тюрина, ориентироваться придется на зарубежье дальнее. И тут возникает коллизия с ценами. Максимальная цена на отечественное зерно нового урожая в сезон уборки не должна превышать 150 долларов за тонну. Иначе импортное (более дешевое), естественно, будет конкурентоспособнее. Рынок станет ориентироваться на продукт заграничный, а у нашего хлебороба появятся нешуточные проблемы со сбытом.
Вопрос о цене - в ряду самых острых. Например, руководитель департамента механизации Минсельхоза Анатолий Шпилько теперь говорит с тревогой не только о том, что парк техники в селе уполовинен, нет средств для покупки запчастей, но и о том, что дизельное топливо по сравнению с прошлогодним подорожало вдвое и более. А это так или иначе скажется на цене доморощенных булок-буханок.
Что касается импорта, то Минсельхоз предлагает правительству максимально стимулировать завоз заграничного зерна, в том числе - фуражного, дефицит которого до уборки нового урожая составляет порядка двух миллионов тонн.
Как импорт стимулировать, специалистам понятно: пересмотреть, а то и вовсе отсрочить ввозные пошлины, НДС, перевозить заграничное зерно по России по нашим внутренним железнодорожным тарифам, а не по более высоким международным.
Но вот в чем соль. Многие независимые эксперты, ознакомившись с этими предложениями Минсельхоза, называют их "цветами запоздалыми". Еще несколько месяцев назад можно было с максимальной долей вероятности просчитать, какой зерновой дефицит ожидает страну в новом году. Почему же "вопрос созрел" только к середине лета, когда в южных весях уже началась жатва? Для его решения понадобится время. И маловероятно, что решение будет простым и скорым. Особенно по железнодорожным тарифам. Транспортники, как известно, с 1 января этого года в связи с ростом цен на энергоносители подняли их на 15 процентов.
На днях группа ученых, а также ветеранов сельского хозяйства, среди которых есть даже бывшие министры, обратилась с открытым письмом к президенту Владимиру Путину. Свое послание главе государства они назвали так: "Повернуться лицом к деревне". Чего хотят? Самой малости: "Восстановить продовольственную независимость России", "прекратить шельмование колхозов, совхозов", "восстановить паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию"...Лозунги, конечно, справедливые, хотя и не новые. Но, увы, это только риторика.