Полюс под ногами

75 лет назад на дрейфующую льдину высадилась знаменитая экспедиция

Вчера в Московском доме кино отмечали День полярника. Ровно 75 лет назад на дрейфующую льдину вблизи Северного полюса высадилась знаменитая экспедиция, которая открыла новую страницу в истории исследований Арктики.

21 мая отряд из четырех тяжелых 25-тонных самолетов АНТ-6 под руководством героя-челюскинца Михаила Водопьянова приледнился в белом безмолвии арктической равнины и высадил группу зимовщиков во главе с известным полярником Иваном Папаниным. В группу вошли отборные по тем временам специалисты: радист Эрнст Кренкель, участник полутора десятков исторических полярных экспедиций, в том числе на теплоходах «Сибиряков» и «Челюскин», геофизик Евгений Федоров, ставший после завершения экспедиции «СП-1» руководителем гидрометеослужбы страны, гидробиолог и океанолог Петр Ширшов, тоже сибиряковец и челюскинец.

Эта полярная станция обеспечила наблюдение за погодой и поведением льдов на самой «крыше мира» и дала долгосрочные практические прогнозы для капитанов лесовозов из Дудинки и Игарки, судов с никелем из Норильска. А самые первые сигналы о точности прохождения полярных маршрутов были переданы на весь мир Кренкелем в ходе успешных беспосадочных перелетов авиаэкипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в Америку. А еще была попытка трансполярного перелета — трагического, завершившегося исчезновением в Арктике экипажа одного из самых отчаянных летчиков, Сигизмунда Леваневского...

Много надежд было связано с попытками пересечь Северный Ледовитый океан самым кратким путем — по прямой. Много споров разворачивалось вокруг идеи летать более безопасно, вдоль берегов. Точку в этих дискуссиях поставила война, начавшаяся в сентябре 1939 года. К тому времени папанинское зимовье благополучно завершилось, экспедиция была эвакуирована. А в ближней Арктике и Северной Атлантике развернулся один из самых активных театров боевых действий: противостояние северных конвоев с военными грузами, которые союзные державы поставляли Красной Армии по договору о ленд-лизе, и немецких подводных лодок.

Ледовая разведка

Эту тему баталисты с обеих сторон описали достаточно подробно. Менее известны мировой общественности факты стратегических действий в Ледовитом океане боевых сил бывших союзников, которые вскоре после разгрома фашизма получили название холодной войны. Она по сей день окутана такой пеленой секретности, что приоткрыть удивительные факты удается порой лишь случайно.

В середине 90-х годов вышла в свет книга Героя Советского Союза Павла Михайлова «Есть у подвига крылья». Сочинение заслуженного пилота посвящено гражданским летчикам, прославившимся во время войны. Они занимались заброской десантов в тылы врага, обеспечивали партизан оружием, боеприпасами, продовольствием. А в Арктическом бассейне главными задачами были ледовая разведка, сопровождение и охрана с воздуха конвоев с военными грузами.

Одним из активных участников таких операций был морской пилот Михаил Титлов. Описание его полетов заняло целую главу: там были не только дальние рейсы в полярных широтах при перегонке американских истребителей, бомбардировщиков, грузовых «Дугласов», но и экзотическое кругосветное путешествие через тропическую Атлантику и Средиземноморье в составе группы гидросамолетов «Каталина». Эти машины были выделены США для борьбы с немецкими крейсерами в Северном Ледовитом океане.

Как известно, морские сражения были завершены 2 сентября 1945 года капитуляцией Японии. К этому времени часть советской морской авиации в арктической акватории страны занималась сугубо мирным делом: ледовой разведкой, проводкой караванов судов с гражданскими грузами. И ровно через месяц после того, как на борту американского линкора «Миссури» была поставлена точка под актом о капитуляции японского правительства, в районе Северного полюса произошел эпизод, чуть было не ставший поводом для международного разбирательства между союзными державами.

Считайте, что полета не было

Во время осенних разведывательных полетов советские авиаторы не раз достигали географической точки «0 градусов северной широты». Но никогда не обозначали это место как полюс. Очень уж ответственна она, эта точка, от нее идет отсчет межгосударственных границ в Арктике. А вот английские журналисты тайну нечаянно приоткрыли. В газетных киосках Москвы появился «Британский вестник» с броской статьей под названием «Покорение полюса». Речь шла о полете четырехмоторного самолета «Ланкастер» из Ирландии до так называемой «северной крыши мира». Дело преподносилось так, что в этом районе, кроме британцев, раньше никто и не бывал. А как же папанинцы?

Командир флагманского корабля высокоширотной воздушной экспедиции Илья Мазурук после публикации поинтересовался мнением Михаила Титлова насчет поднятой соратниками шумихи: а наши летчики смогли бы выполнить маневры над полюсом? «Будет разрешение — в очередной разведке мы обогнем символический градус». Через Папанина идея была доложена Сталину и получила добро.

2 октября 1945 года полет над льдиной со знаковыми координатами состоялся. В состав экипажа «особого рейса» включили и корреспондента газеты «Правда». Репортаж был подготовлен к публикации, но наверху подули другие ветры. Верховный главнокомандующий встретил доклад Папанина о возвращении экипажа вопросом: «А на каком самолете летели наши пилоты?» Когда выяснилось, что это был транспортный двухмоторный корабль «Дакота», вождь недвусмысленно приказал: «Считайте, что полета не было».

По условиям ленд-лиза мы давно уже должны были вернуть уцелевшее безвозмездно полученное военное имущество.

Не осталось документальных свидетельств и о многих других полетах, официально все же имевших статус научных полярных экспедиций и даже соответствующие номера. Удивительное дело: после папанинской «СП-1» в энциклопедических изданиях перечисление научных полярных обсерваторий возобновляется лишь в 1973 году, с 22-й станции. Два десятка предыдущих действовали как бы инкогнито. Почему? Они оказались на передовой линии фронта холодной войны, где операции выполнялись в обстановке строгой секретности.

Прыжок на купол планеты

63 года назад, в мае 1949 года, врач-парашютист Виталий Волович и его напарник Анатолий Медведев совершили первый в мире прыжок на Северный полюс с парашютом. С самолета, летевшего на высоте 600 метров, они выбросились и приледнились на самую верхнюю точку планеты.

Для Виталия Георгиевича это был 75-й прыжок. И в полном смысле слова экстремальный — драматическая борьба с разреженным воздухом, грозящим скомкать провисающую над стропами ткань. Да и заторошенная льдина внизу — не тренировочное поле с вешками.

Как рассказал член Ассоциации полярников Юрий Бурлаков, этот десант понадобился для отработки техники помощи с воздуха оказавшимся в критической ситуации полярникам. Следовало также присмотреть подходящие для посадки самолетов льдины, на случай, если бы пришлось выручать потерпевших катастрофу людей.

Выполняла воздушная экспедиция «Север-4» и еще одну, не подлежавшую огласке задачу: разведать обширные ледовые площади для аэродромов «подскока». Такие авиабазы намечалось разместить (и разместили в конце концов) вдоль советской океанской границы в Арктике.

Куда нацелены были тяжелые советские бомбардировщики? А в ту сторону, где уже сновали у полюса американские «воздушные крепости» — к заокеанскому фронту разгоравшейся холодной войны.

Так утверждал свое право хозяйствовать в бассейне Ледовитого океана Советский Союз. Напомним, высадка весной 1937 года папанинской экспедиции «Северный полюс-1», казалось бы, неоспоримо установила такие права за нашей страной. Но вчерашние союзники пытались это оспорить. И вот в конце 40-х началось планомерное освоение перспективных площадей — на постоянной основе стали действовать секретные станции: «Север-2», «Север-3», наконец, «Север-4»...

В последние годы раскручивается очередной виток борьбы за передел полярного купола со спрятанными там запасами нефти и газа. На недра Арктики претендуют пять государств — США, Канада, Дания, Норвегия и, конечно, Россия.