Стратегов меняют на тактиков

Многие руководители оказались неприспособленными к кризисным временам. Компании спешно ищут тех, кто приносит быстрый результат, заточен на эффективность, не боится конкуренции и не требует за свои услуги много денег.

По данным международного кадрового агентства Antal, 44% работодателей России сейчас расстаются с руководителями среднего и высшего звена. На их места они ищут других менеджеров (58% компаний). Самое серьезное обновление происходит в финансовой сфере. Здесь руководителей увольняют 68% компаний, а новых нанимают всего 44%. "В период кризиса от руководителей требуются совсем другие качества, поэтому происходит смена состава, - рассказывает Люк Джонс, партнер Antal Russia. - Это общемировая тенденция". Он и другие эксперты рассказали "Труду" о качествах новых управленцев.

Заточены на результат

В розничной торговле, заменяя сотрудников, работодатель стремится отказаться от системы ключевых показателей, завязанной на знаниях и навыках работников. "Сегодня необходимо предъявлять конкретный, ощутимый результат, достигнутый за определенный период, например "открыть определенное число магазинов, набрать определенное число сотрудников", - рассказывает Николай Стрелкович, руководитель направления Retail кадрового агентства "Империя кадров". - И без подобных подтвержденных данных, указанных в резюме, попасть на интервью к работодателю сегодня невозможно". Работодателям нужны не стратеги, а тактики, способные показать результат здесь и сейчас.

Эффективность превыше всего

Еще одно важное качество для начальника новой формации - стремление внедрять что-то новое. На растущем рынке результаты приходили сами, за счет роста рынка или раскрученного бренда. Сейчас за результаты приходится бороться. "Антикризисный менеджер должен искать новые способы развития бизнеса", - комментирует Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. Например, в одной из московских компаний руководитель предложил занять системных администраторов, работавших неполный рабочий день, на должностях редакторов сайта фирмы. Это вышло дешевле, чем нанимать отдельных сотрудников на эту позицию, а сисадминам пригодился дополнительный заработок.

Неприхотливые и нежадные

Для работодателей ключевой вопрос в условиях кризиса - оптимизация затрат. "В первую очередь таких сотрудников (руководителей высшего и среднего звена. - "Труд") рассматривают как "расходную статью", а уже потом смотрят на их профессионализм", - рассказывает Тамара Бырько, руководитель управления по поиску и подбору персонала кадрового агентства "Империя кадров". Например, одна компания уволила сотрудника. В тот же день ему перезвонили от имени собственника и предложили работу в другом юридическом лице организации на должности первого лица. Но предложенная заработная плата уже была меньше на треть.

Бойцы, а не контролеры

Когда рынок сужается, работодатели ищут тех, кто может бороться за клиентов, выгрызать их у конкурентов. "Работодатели ждут смелых сотрудников с горящими глазами, которые не боятся работать в условиях сильной конкуренции, - рассказывает Елена Евстюхина, руководитель группы консультантов направления "Товары народного потребления" кадрового холдинга "Анкор". - Востребованы кандидаты с опытом работы в компаниях FMCG-сектора (товары повседневного спроса. - "Труд"), у сотовых операторов". Иными словами, нужно добиваться превышения планов продаж, а не их простого выполнения.

Берут не всех

Даже если руководитель обладает всеми вышеперечисленными качествами, не факт, что его возьмут. Оказалось, что работодателей не интересуют специалисты с опытом работы в период дефолта 1998 года. Во-первых, такие руководители чаще всего уже близки к пенсионному возрасту, во-вторых, два эти кризиса имеют мало общего, и опыт 90-х сейчас мало кому пригодится.

Кроме того, в некоторых сферах сложно найти работу даже талантливым антикризисным управленцам. Например, начальникам отделов закупок и администраторам. Меньше всего руководители среднего звена нужны в маркетинге, финансовой сфере и в сфере общего администрирования, утверждает Анна Егорова, руководитель отдела исследований рынка труда рекрутингового агентства AVANTA Personnel. И действительно, в кризис нужно скорее продавать, чем продвигать.

Навыки

Какие качества нужны управленцам в кризис

Нужны:

l Изобретательность

l Умение демонстрировать результат

l Скромность в вопросах оплаты труда

l Конкурентоспособность

Не нужны:

l Стратегическое мышление

l Навыки пассивного управления

l Опыт работы в кризис 98-го года

l Опыт работы на производстве, в логистике, маркетинге