"Я просто хотел познакомиться с девушкой, а в актерском классе их было больше всего"
- Больше половины самых богатых американцев - недоучки: одни бросили колледж, другие - школу, но зарабатывают они больше своих образованных коллег. Вы тоже не дотянули до диплома, однако стали одной из самых кассовых звезд мира.
- Мне трудно судить о бизнесменах, но я думаю, что некоторым из них просто повезло, как и мне. Я всем говорю, что я счастливчик.
- Расскажите побольше о том, как вам везло в жизни и что вы за человек.
- Я не думаю, что это моя работа - рассказывать, что я за человек. И это не так интересно, как работа, которую я делаю. Я советую вам посмотреть мои фильмы, а потом абстрагировать меня от них, тогда вы поймете, кто я такой. Думаю, что я вполне адекватен, и, если себя критикую, значит, могу сыграть лучше.
- Вам нравится заниматься самобичеванием?
- Конечно, я же наполовину еврей. Моя мама еврейка - ее родители родом из Минска. Они познакомились в Бруклине, а потом переехали в Нью-Джерси, где она родилась.
- А вы где родились?
- В чикагском пригороде Дес-Плэйнс.
- Каким было ваше детство?
- У меня было очень ординарное детство. Я даже не знаю, было ли в моем воспитании что-то ирландское от моего отца или еврейское от моей матери.
- А что вы о себе думали, когда были ребенком?
- Я понимал: моя семья хочет, чтобы я получил высшее образование, поэтому я должен постараться. Однако я его не получил.
- Говорят, что вы были удобной мишенью для школьных задир?
- Я был одним из самых маленьких в своем классе буквально до окончания школы. И я предпочел оборонительную тактику наступательной - пока я проглатывал их шуточки, они меня не били так часто, как могли бы.
- Это правда, что в подростковом возрасте у вас была депрессия?
- Я думаю, это была обычная юношеская депрессия, а не патологическая. Я просто не любил школу, не любил работу, которую выполнял по необходимости, и находил утешение, валяясь в кровати. Я просыпался, заказывал пиццу, съедал ее и снова засыпал. Это длилось почти год.
- А где и кем вы работали?
- Я подрабатывал вожатым в летнем лагере для мальчиков Boy Scout Camp.
- Один из ваших бойскаутов по имени Генри Полсон стал министром финансов США. И когда он узнал, что вожатый Харри и есть Харрисон Форд, не поверил своим ушам. Неужели вы так сильно изменились?
- Лично мне так не кажется.
- Почему вы решили записаться в актерский класс, когда учились в колледже?
- Я был середнячком в колледже, где изучал английский язык и литературу. Поэтому мне предложили актерский класс, который считался легким. Я посмотрел несколько спектаклей, а когда дело дошло до игры - застеснялся. Но мне было интересно, что и как делают актеры для того, чтобы рассказать историю. А если честно, я просто хотел познакомиться с девушкой, а в актерском классе их было больше всего.
- Удалось?
- О, да.
- Вы бросили колледж в последний год обучения?
- Нет, перед его окончанием мне сообщили, что я завалил два курса, поэтому мне не выдадут диплом.
- И что вы сделали?
- Решил жениться.
- Это была та девушка, с которой вы познакомились в актерском классе?
- Да, Мэри Маргуарт. После свадьбы мы надумали уехать в Лос-Анджелес или Нью-Йорк, бросили монетку. Выпал орел, и мы отправились в Нью-Йорк. Но вскоре оказались в Лос-Анджелесе, где я пытался получить работу на радио. В школе я работал на радио, мне это нравилось. Несмотря на то что эту работу я не получил, мы остались.
"Я устанавливал перегородки в офисе Фрэнсиса Форда Копполы. И тут вошли Коппола с Лукасом"
- Какой была ваша первая актерская работа в Лос-Анджелесе?
- Я сыграл небольшую роль в спектакле "Тело Джона Брауна" еще до того, как меня представили Билли Гордону - главе департамента по кастингу студии Columbia. Он заключил со мной семилетний контракт с оплатой 150 долларов в неделю.
- Вы вписались в студийную систему?
- Не очень. Поэтому я больше работал плотником, чем актером. Когда я приходил на прослушивание, просил пропустить меня без очереди, потому что спешил вернуться на работу. Директоры по кастингу редко выбирали меня, понимая, что актерство у меня не на первом плане.
- Но именно плотницкое дело помогло вам получить роль в "Звездных войнах".
- Когда я устанавливал перегородки в офисе Фрэнсиса Форда Копполы, то старался работать ночью, чтобы его не беспокоить. Но в конце остался до утра. И тут в офис вошли Коппола с Лукасом, который попросил меня помочь ему на репетиции "Звездных войн". На одной из них присутствовал Стивен Спилберг, и ему показалось, что роль Хана Соло, которую я читал за отсутствующего актера, очень мне подходит. Лукас с ним согласился.
- А когда вы познакомились с Лукасом?
- Когда делал шкафы в его доме. Тогда он и предложил мне роль в фильме "Американские граффити". После нее я еще какое-то время продолжал плотничать.
- Вы когда-нибудь думали о том, что прославитесь на весь мир, как это случилось после "Индианы"?
- Нет. Но даже если бы и думал об этом, все равно не смог бы подготовиться к потере анонимности - это еще никому не удалось. Когда это случилось, я понял, что лишился одной из самых ценных привилегий. Я до сих пор не могу с этим смириться. Мне очень нравится встречаться с людьми, с которыми я работаю, слышать от них приятные слова в свой адрес. Но когда я прихожу в хозяйственный магазин за шурупами, то хочу говорить о шурупах, а не о том, что сейчас происходит в Голливуде и на какую сумму подписал контракт тот или иной актер.
- От двух браков у вас родились трое сыновей и дочь. А сейчас вы воспитываете Лиама вместе с Калистой Флокхарт. Вам нравится отцовство?
- Когда я встретил Калисту, Лиаму был год, а сейчас ему семь лет. Отцовство - трудная работа и длительная, причем отпуск никто не дает.
- Говорят, что вы с Калистой и Лиамом проводите много времени вдали от Голливуда.
- Это правда - мы в основном живем на ранчо в Вайоминге, хотя у меня есть дом в Лос-Анджелесе.
- Как давно у вас это ранчо?
- Лет 20. Я впервые в жизни почувствовал себя тогда владельцем земли.
- Это правда, что половину своего ранчо вы подарили городу Джексон для заповедника?
- Да, я ее все равно не использовал - это целина, на которой водятся дикие звери.
"А ЧТО ЭТО ЗА ТЕЛКА КРУТИТСЯ ВОКРУГ КАМЕРЫ?"
- Вас не беспокоит то, что молодые зрители могут быть не знакомы с фильмами про Индиану Джонса?
- Мне с трудом верится, что современная аудитория не знакома с "Индианой". Первые три фильма очень востребованы и на видеокассетах, и на DVD. Они настолько хороши для семейного просмотра, что родители, которые впервые увидели эти фильмы в кинотеатре, пересматривают их дома вместе со своими детьми. Теперь, когда вышел наш четвертый фильм "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", у них появилась возможность посмотреть этот фильм в кинотеатре вместе с детьми.
- Вы не переживаете, что новый фильм должен догнать и даже перегнать предыдущие серии "Индианы" по результам бокс-офиса?
- Мы предпочитаем не взваливать на себя подобные обязательства. Стивен (Спилберг), Джордж (Лукас) и я стараемся делать хорошие фильмы, как говорится, из того, что имеем. Когда нам представляется возможность сделать замечательный фильм, смотреть который одно удовольствие, мы предпочитаем не перегружать себя финансовыми заботами. Сейчас мы отдаем на суд зрителей фильм, которым все очень гордимся. И стараемся не заглядывать далеко в будущее - кто его знает, что там будет?
- Кнут стал неотъемлемой частью образа Индианы Джонса. Расскажите об Энтони Делонгисе - мастере, который научил вас пользоваться кнутом.
- Энтони научил меня очень многому. Вначале я чуть не оторвал себе ухо этим кнутом. Первые две недели обучения - самые трудные, и ученикам рекомендуют надевать во время занятий шляпу и защитные очки. Но если у вас появляется навык работы с кнутом, он уже не пропадает.
- Многие считают, что привлекательность фильмов об Индиане Джонсе заключается в юморе, который буквально их пронизывает. Что вы думаете об этом?
- Индиана Джонс - остроумный человек, поэтому неудивительно, что фильмы о нем содержат скрытую комедийность. Это мало кто признает, однако я не побоюсь назвать наш фильм комедийно-приключенческим.
- В двух предыдущих сериях злодеями были нацисты, а в вашем новом фильме, действие которого происходит во время холодной войны, - русские.
- Да что вы говорите? А я-то думал, австралийцы. Я имею в виду национальность госпожи Бланшетт. (Смеется.) Вы правы. Действие картины происходит во время холодной войны, когда ученые и академики оказались под давлением сенатора Джозефа Маккарти - он вел антикоммунистическую охоту на ведьм в 50-е годы. Таким образом у создателей "Индианы" появилась прекрасная возможность наконец-то избавиться от нацистов и расширить горизонты, в том числе при выборе злодеев.
- Расскажите про главную "злодейку" - Кейт Бланшетт.
- Она сделала просто невообразимый вклад в наш фильм. Бланшетт прекрасно сыграла роль Ирины Спалко - сильной и яркой личности. Нам очень повезло, что эта роль досталась именно Кейт. Фильмы о Джонсе вообще наполнены прекрасными актерами, за исключением, пожалуй, меня. (Улыбается.)
- Появилась информация, что во время сьемок Кейт вела себя очень странно, из-за того что якобы не могла выйти из роли. Соответствует ли это действительности?
- Я бы сказал, что все это просто bullshit. Чего только не найдешь в интернете! Он как будто создан для распространения непроверенных слухов, причем без последствий для их распространителей. Кейт - профессионал в полном смысле этого слова, и она действительно оставалась в своей роли между дублями, но так поступают многие. Еще Бланшетт - прекрасный собеседник, и я получил огромное удовольствие от общения с ней в перерывах между работой. Впервые я увидел Кейт в парике и костюме. Нас быстренько запрягли в работу и даже не дали как следует познакомиться. Две недели спустя я увидел на съемочной площадке красивую блондинку, которая крутилась возле камеры, и спросил кого-то рядом: "А что это за телка крутится вокруг камеры?" На что мне ответили: "Болван, это не телка, это Кейт Бланшетт". Кейт так перевоплотилась в свою героиню - советского агента, что я просто не узнал ее без парика и грима.
- В перерывах между фильмами об Индиане Джонсе Спилберг снял такие серьезные картины, как "Мюнхен" и "Амистад". Он не изменился, на ваш взгляд?
- Стивен всегда был очень глубоким человеком, как говорится, интеллектуалом. Ему всегда было интересно копнуть поглубже. И у него хватает мудрости и храбрости снимать именно то, что интересно ему самому. Я восхищаюсь его фильмами, особенно теми, которые вы назвали серьезными. Я называю их message movie. Я заметил, что очень часто они не так хороши, как сценарии, на которых основаны. Это случается потому, что главная функция кино - развлекательная. И не всем удается соединить одно с другим, как Спилбергу. Мне больше нравятся картины, в которых снимаюсь я. Актерство - сервисная профессия, и я горжусь тем, что сервирую развлечения. Я уверен, что к производству "Индианы" Спилберг подходил не менее серьезно,чем к другим своим картинам. И мне кажется, что сегодня он режиссирует даже лучше, чем 20 лет назад. Хотя уже в то время он считался одним из лучших режиссеров мира.
- О его одержимости кинематографом ходят легенды.
- Он самый трудолюбивый человек в шоу-бизнесе. Он работает в невероятном темпе. При этом качество его работы настолько высоко, что выше не бывает. Я снимался в последней "Индиане" 80 дней подряд, и за все это время Спилберг дал мне только один выходной. И вы, наверное, мне не поверите, но я ходил на работу как на праздник.
НАШЕ ДОСЬЕ
Харрисон Форд родился 13 июля 1942 года в Чикаго. Его мать Дороти была домашней хозяйкой, хотя до его рождения работала актрисой на радио, отец Кристофер - исполнительным директором по рекламе. Он дожил до 92 лет, а мать - до 87. Бабушка и дедушка Форда по материнской линии, Анна Лифшиц и Гарри Нидельман, были иммигрантами из Минска. А у бабушки и дедушки по отцовской линии - немецкие и ирландские корни. Харрисон Форд не просто кинозвезда - он икона, и не только благодаря четырем фильмам "Индианы". Одним из первых появлений актера на экране стал эпизод в легендарном "Забриски Пойнт" Антониони (1970). Без его участия не состоялись бы такие картины, как "Игры патриотов" (1992), "Самолет президента" и "Беглец" (1997). Четыре его фильма попали в список 50 самых кассовых в истории кинематографа. Только в Америке его картины заработали в общей сложности более 3,5 млрд. долларов. Только что актер закончил сниматься в фильме "Переправа" Уэйна Крэмера о людях разных национальностей, пытающихся выжить в Лос-Анджелесе.
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ
Форд - один из самых известных в Голливуде хранителей тайн своей личной жизни. "Проблема состоит в том, что очень многие люди хотят узнать обо мне как можно больше", - сказал он в интервью. Но есть вопросы, на которые лучше ответить, чтобы было меньше сплетен. В прессе писали, что на развод Форда с его подругой студенческих времен Мэри Маргуарт повлияла его возросшая известность. На что Форд возразил: "На мой брак повлияла моя безызвестная работа плотника и еще то, что, взрослея, мы с Мэри все больше отдалялись друг от друга". Со своей второй женой, сценаристкой Мелиссой Мэттисон, Форд познакомился в 1977 году на кастинге фильма "Американские граффити". Через шесть лет Форд стал одной из самых высокооплачиваемых голливудских звезд - он получил 7 миллионов долларов за фильм "Презумпция невиновности". В 1995 году актеру платили уже по 20 миллионов за фильм. Форд и Мэттисон, у которых родились дочь и сын, развелись в 2004 году. В дополнение к полученным после развода 85 миллионам долларов Мэттисон отсудила у Форда часть его доходов, полученных им от продажи DVD с фильмами об Индиане Джонсе. Возможно, именно поэтому Форд не женится на актрисе Калисте Флокхарт, с которой он встретился на церемонии "Золотого глобуса" в 2002 году. После того как Калиста пролила свое вино на почетный "Золотой глобус" Форда, пара не расставалась. Вместе с Лиамом, приемным сыном Калисты, они живут на ранчо в штате Вайоминг. У Форда есть лицензия пилота самолета и вертолета и несколько собственных самолетов.
- Я слышала, что вы спасли репортера журнала National Geographic.
- Там были еще 250 человек, которые искали его и рисковали больше, чем я. Я действительно помогаю разыскивать пропавших людей, когда мне звонят. Но на следующий день этот сюжет показывают по телевизору, комментируя его таким образом, будто бы я один спасал. А это не так.