Он легко согласился на встречу. Заметив, что это первое его интервью. Говорить с ним я собиралась не о балете, а о спорте. Юрий Волочков был в 1970 - 1980-х годах известным в стране мастером настольного тенниса. Он чемпион СССР, победитель международных турниров. Когда же закончил выступать, стал тренером, организатором. В Петербурге возрождение массового интереса к пинг-понгу многие связывают с его именем.
Но очень быстро наш разговор перешел на балет, Настю.
- Я мог стать музыкантом. В детстве, по настоянию мамы, занимался в музыкальной школе, играл на баяне, - рассказывает Юрий Федорович. - Незадолго до призыва в армию выиграл международный конкурс баянистов. Но по натуре я больше спортсмен, мне сложно часами высиживать за баяном. Другое дело - настольный теннис!.. Настя тоже могла стать классной теннисисткой. Или легкоатлеткой. Ее настойчиво приглашали в знаменитую питерскую Школу имени Виктора Алексеева. Однако спорту дочка предпочла балет. В 5 лет побывала в театре на "Щелкунчике" и ни о чем другом с тех пор не хотела слышать. Ну хочешь быть балериной - пожалуйста, будь, мы с женой не возражали...
- Можно узнать, кто у Насти мама?
- Тамара Владимировна окончила строительный факультет Львовского политехнического института. Во Львове, во время соревнований, мы с ней и познакомились. Она судила игру с моим участием. Я, помню, сильно ругал ее: девушка, почему вы так отвратительно судите, откровенно меня засуживаете! Через какое-то время после этого забрал ее с собой в Питер. Она была очень способным инженером. А в свободное время водила экскурсии по Летнему саду. Любила искусство вообще, и балет в частности.
- Почему говорите о ней в прошедшем времени? Вы развелись?
- Пока еще не развелся. Но так получилось, что мы не живем вместе уже 10 лет. К тому же Тамара постоянно с Настей - была по крайней мере. Вела ее дела как менеджер, выезжала с ней на гастроли. Сейчас этим занимается, кажется, муж Насти. А я - нет, никуда не ездил с дочерью. Зачем семейственность разводить?
- Но общаетесь с дочкой?
- Конечно! Ни один домашний праздник без меня не обходится. Ни день рождение внучки, ни Настин. Она мне подарила сумасшедший баян за 6 тысяч долларов - "Роял-стандарт". Я ей говорю: "Настя, если бы такой баян был у меня в начале музыкальной карьеры, я бы стал большим профессионалом". Мне это и Юра Маликов, папа Димы, не раз говорил. Он бывает на наших семейных вечерах. "Юрий Федорович, вы могли бы зарабатывать большие деньги!" - недавно услышал я от него.
- Настя на каком-нибудь музыкальном инструменте играет?
- Я купил ей в детстве пианино. В музыкальную школу она не ходила - педагог занимался с ней индивидуально. Дочь у нас вообще жизни не видела. Имею в виду обычную детскую жизнь: ни во дворе с подружками погулять, ни в куклы поиграть. Школа обычная, школа балетная, музыкальный репетитор...Бедная наша девочка! Когда я впервые взял ее с собой на рыбалку, она была просто счастлива. Тоже увлеклась этим делом.
- Юрий Федорович, а чем объяснить такое большое количество неприятных слухов, разговоров вокруг Насти? Одна история с петербургской квартирой на Итальянской улице чего стоит! Ваша дочь якобы не оплатила ремонт в ней...
- Все-таки молодец моя жена Тамара, которая интервью никому не дает! Так надоело развенчивать слухи. Но, впрочем, сейчас уже все успокоилось, можно говорить. В той истории с квартирой Настю обманула ее, как оказалось, мнимая подруга-дизайнер.
Взяла 7 тысяч долларов перед тем, как начать работу. А потом, после ее окончания, затребовала еще 100 тысяч, заявив, что ей "вообще ничего не заплатили". Мы в суде доказали, что все у нас оплачено. Все эти слухи, дрязги... Очень похоже на разработанный кем-то сценарий по дискредитации нашей фамилии. Хотят сказать плохое, а нечего, вот и выдумывают.
- Полагаете, все дело в зависти к ее таланту балерины, к ее славе?
- Безусловно, другой причины нет. Еще Наталья Михайловна Дудинская, педагог Насти в балетной школе, предупреждала нас: не было в мире такой балерины, которая бы не прошла сквозь тернии зависти. Есть чему завидовать. Настя первой в мире освоила чисто балетные концерты. До нее никто этого не делал. А моя жена Тамара была у нее и менеджером, и охранником. Многие пытались отодвинуть Тамару, мол, ты же не специалист. Зато обмануть не даст! И в балетном бизнесе, и в эстрадном шоу существуют разные группировки, члены которых не раз намекали нам, что мы им чего-то там должны. Нет, мы ничего никому не должны.
- Вас как спортсмена отличала в свое время целеустремленность...
- Да, очень хотел стать чемпионом СССР, и стал им! И Настя с самого начала ставила себе цель быть лучшей. Чем больше ей досаждали, чем чаще говорили, что бездарна, не сможет ничего достичь, тем больше и серьезней она работала на репетициях. Я всегда говорил дочери: "Радуйся, что тебя критикуют, что есть серьезные соперницы. Потому что только в конкуренции можно достичь вершин".
- Она вам помогает?
- Постоянно. Маму в прошлом месяце отправила, например, подлечиться и отдохнуть в Индию.
- Ваша дочь ведь в прошлом году вновь пошла учиться - на управленческий факультет Академии балета имени Вагановой. Хочет стать руководителем?
- Хочет сама организовывать балетные постановки. Майя Плисецкая передала ей права на некоторые свои спектакли. И Настя мечтает организовать собственную труппу, выступать, как сказали бы спортсмены, на высшем уровне
- Но сейчас она, по-моему, больше своей личной жизнью занята. К бракосочетанию вот готовится, назначенному на 7.07.07.
- По этому поводу я вам только одно могу сказать. Самое главное, чтобы Насте было хорошо с ее мужем, в ее семье. Но если у дочки светятся глаза, когда она глядит на своего возлюбленного, значит, им вместе хорошо.