Предыдущий, ноябрьский, в Риме оставил больше вопросов, чем ответов. Напомним, тогда Евросоюз готовился принять 10 новых членов и настаивал на автоматическом распространении на эти страны Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (основной документ, регулирующий отношения РФ и ЕС). Россия же, у которой со многими из них сложились свои двусторонние экономические, торговые, а также культурные, приграничные и иные отношения, довольно жестко выразила свою обеспокоенность возможными негативными последствиями такого подхода.
За прошедшие полгода была проделана - здесь сходятся мнения экономистов, политиков и дипломатов - очень основательная работа, и к 1 мая, когда ЕС вырос до 25 стран, по основным спорным вопросам были найдены компромиссные решения, намечены механизмы урегулирования российских озабоченностей. Например, евросоюзовцы существенно смягчили свою жесткую позицию по газовому сектору. Если раньше они ультимативно настаивали, скажем, на повышении внутрироссийских цен на газ, снижении на него экспортных пошлин, ставя выполнение этих и других требований непременным условием своей поддержки вступления России в ВТО, то сейчас, похоже, согласились дать нам время на либерализацию энергетического сектора.
Европейский комиссар по торговле Паскаль Лами перед вылетом в Москву заявил, что переговоры об условиях вступления России во Всемирную торговую организацию близятся к финалу. И в четверг, накануне саммита, он и глава российского Минэкномразвития Герман Греф согласовывали до позднего вечера оставшиеся вопросы, а рабочие группы трудились вообще всю ночь. Однако к началу встречи президента России с Бертом Ахерном (премьер-министр Ирландии) и Романо Проди (председатель Еврокомиссии) ожидаемого прорыва не случилось.
Программа саммита традиционна: переговоры президента России с руководством Евросоюза, рабочий завтрак, пресс-конференция, на которую аккредитовано около полутора сотен журналистов.
Главная тема переговоров - формирование четырех общих для России и ЕС пространств: экономического; пространства свободы, защиты прав и правосудия (внутренняя безопасность); сотрудничество в области внешней безопасности, а также в сфере науки, образования и культуры. О создании этих "пространств" стороны договорились год назад на Санкт-Петербургском саммите. Теперь предстоит выработать конкретный план действий по всем направлениям, так называемые "дорожные карты". Евросоюзовцы уже представили нам свой вариант этих "карт", теперь, как сказал "Труду" высокопоставленный источник в Кремле, "мяч на нашей стороне". И на ноябрьском саммите "дорожные карты" четырех общих пространств планируется утвердить.
Но, помимо официальной повестки дня, наши переговорщики намерены поднять вопрос о защите прав русскоязычных в Латвии и Эстонии. Теперь евростандарты по правам нацменьшинств распространяются и на эти страны, и ответственность за их соблюдение лежит уже на Евросоюзе.
Безвизовый обмен со странами ЕС для нас в неблизкой, видимо, перспективе, а в обозримой - смягчение и упрощение визового режима. Поэтому разговор, очевидно, пойдет и об этом. Тем более что двусторонние договоренности такого рода у России есть с Германией, Италией, Францией, а также с восточноевропейскими соседями - новыми членами Евросоюза.
А Европу, естественно, волнует позиция России по Киотскому протоколу. Но, как сказал заместитель главы российского МИДа Владимир Чижов, "любая ратификация требует политического консенсуса", а у нас на Киотский протокол различные точки зрения "как в политической элите, так и в научных кругах"...