ТРЕХ СТОЛЕТИЙ ЗАГАДОЧНЫЙ КРУГ

В преддверии своего 300-го дня рождения Петербург, как и положено юбиляру, выглядит нарядно, празднично. Старинные здания помолодели, исторические улицы отремонтированы с учетом современных требований. А горожане... Им-то сегодняшний облик родной Северной Пальмиры по нраву? Как относятся к тому, что сделано и делается в городе накануне "самых главных торжеств"? На эти и некоторые другие вопросы ответили известные далеко за пределами "северной столицы" петербуржцы.

А толчком к беседе послужила нечаянная встреча на Фонтанке с народным артистом России Эдуардом ХИЛЕМ. Я мчалась по набережной реки с одной "юбилейной" пресс-конференции на другую, когда у моста им. Белинского буквально нос к носу столкнулась с замечательным певцом. В отличие от меня он шел неспешно, что-то рассказывая шестилетнему внуку Эдику.
- Мы о нашем славном городе толкуем, - сказал мне Эдуард Анатольевич. - Частенько гуляем вместе, главным образом пешком. А в эти майские дни сам Бог велел ходить и смотреть: красота-то какая вокруг!
- Согласны с теми, кто говорит, что город преобразился?
- С этим трудно не согласиться. Правда, с одной оговоркой: преобразился исторический центр, знаменитые дворцы и музеи всероссийского значения. А вот обычные петербургские дворы, в которых проживают рядовые горожане, так, увы, и остались в большинстве своем неухоженными. Скажем, наш двор на улице Рубинштейна. Он в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта. И какая огромная разница между блестящим, великолепным Невским и серым, невзрачным, неуютным двором на улице Рубинштейна...
Вообще разница между блеском дворцов и убогостью жилых зданий подчерунуто заметна в нынешнем Петербурге. Такого, на мой взгляд, не должно быть...
- Эдуард Анатольевич, новую песню к юбилею родного города подготовили?
- А как же! Ее написали мой сын композитор Дмитрий Хиль и поэт Сергей Сальников. В ней есть такие строки: "Трех названий таинственный круг... ". В самом деле, мистический у нас город, совмещающий возвышенное и земное, великое и обыденное, богатство и бедность, красоту и убогость... Буду исполнять ее в воскресенье на праздничном вечере в Большом концертном зале "Октябрьский".
Другого замечательного артиста - лауреата государственных премий, художественного руководителя БДТ им. Г.А. Товстоногова Кирилла ЛАВРОВА я спросила:
- Кому из ваших героев - сценических или кинематографических - нынешний Петербург пришелся бы "впору"?
- Ох, не о художественных персонажах надо спрашивать, - вздохнул он, - а о том, как мы, нынешние петербуржцы, чувствуем себя сегодня в Петербурге. Я, например, нынче утром приехал из Москвы, вышел с поезда на площадь Восстания, глянул на Невский проспект и чуть не заплакал от обиды за свой родной город. Потому что первое, что бросается в глаза на главной городской магистрали, - это рекламные плакаты разных иностранных фирм и товаров. Они призваны, помимо зарабатывания денег, еще и прикрыть пришедшие в ветхость дома. Их так и не отремонтировали... И это - "лицо" Петербурга.
- А из того, что отремонтировали, вам все нравится?
- Похорошел Летний сад, преобразился сад Михайловский. Улицы в центре помыли, вычистили, озеленили. Объем работы проделан, конечно, огромный. Но почему все надо было делать в последние предъюбилейные месяцы? Ведь о 300-летнем юбилее знали загодя...
Знаменитого кинорежиссера, автора таких фильмов, как "Двадцать дней без войны", "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин" Алексея ГЕРМАНА я застала дома - он отдыхал после напряженной съемочной работы. Родные не хотели беспокоить Алексея Юрьевича. Но когда он узнал о звонке из "Труда" и предложенной для беседы теме, подошел к телефону.
- Вам нужен короткий комментарий или можно сказать все, что я думаю о юбилее? - первым делом спросил меня Герман. - Говорить все? Тогда записывайте. Хорошо ли, что отремонтированы дворцы? Конечно, хорошо. Не в руинах же встречать гостей. Тем более пригласили столько важных персон со всего мира! А то, что заборов понаставили, стыдливо закрыв ими городские трущобы, - это как? Плохо. Чисто российская, между прочим, традиция. В шестидесятые годы таким образом "перекрыли" всю Астрахань - туда ездил охотиться Леонид Ильич Брежнев, он не должен был видеть полуразрушенных домов, покосившихся лотков, нескончаемых свалок. Теперь вот Питер "закрывают"...
- Вы, как всегда, настроены критически.
- Так получается, что я все время в оппозиции... На самом деле у меня двойственное отношение к нынешнему празднику и ко всему с ним связанному. С одной стороны, в городе проделана действительно большая работа. С другой - еще больше несделанного или сделанного не так, как нужно бы. Скажем, те, кто живет в Стрельне, должны бы поставить памятники президенту Путину и губернатору Яковлеву за то, что преобразили их городок. Вернули его цивилизации, подняв там из руин Константиновский дворец, а заодно и осчастливив жителей великолепной дорогой, ремонтом их домов. А в центре Петербурга - вот вам пример иного рода - дома лишь подкрасили снизу, дабы президенты из своих кортежей не заметили ветхости зданий "в целом". И не получится ли так, что после праздника город опять оденется в строительные леса и нас снова будут мучить объездами, пробками на дорогах, грязью и пылью на улицах?.. Главный мой вывод в связи с юбилеем: можно было сделать все то же самое, что успели сделать хорошего, но достойнее.