Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова
В нашем последнем обзоре мы не успели подвести итоги третьего этапа женского Гран-при ФИДЕ — 2022-2023. Перед заключительным туром лидировали сразу три участницы и, держа в уме присущую женским шахматам бескомпромиссность, я даже рискнул назвать ситуацию запутанной. Чего, конечно, никогда бы не сделал, если бы речь шла об аналогичном мужском турнире, ибо тогда бы почти не сомневался, что никто из лидеров не захочет рисковать. Но, видимо, ведущие шахматистки мира столь же профессиональны, и партии лидирующей тройки без особых приключений закончились вничью. Дополнительные показатели, к нашей радости, вывели на первое место Александру Горячкину. Китаянка Чжу Цзиньэр стала второй, Бибисара Асаубаева (Казахстан) — третьей. Еще две представительницы России Екатерина Лагно и Полина Шувалова, набрав по 5 очков из 9,5, закончили соревнование в небольшом плюсе и поделили 4-5-е место.
Но главная тема сегодня — мужской матч на первенство мира, проходящий в Астане. В этот обзор попадет первая половина матча (точнее, 6 из 14 заявленных партий, если поединок не закончится досрочно). Думаю, что те, кто жалел о неучастии Магнуса Карлсена, в большинстве своем мнение уже переменили. Второй и третий номера мирового рейтинга убедительно доказывают: классические шахматы на высочайшем уровне могут быть яркими, интересными и результативными. А ведь действующий чемпион мира (при всем к нему уважении) умуд-рился свести вничью почти 20 партий подряд в рамках борьбы за шахматную корону. Конечно, кто-то возразит, что уровень игры в насквозь ничейном матче 2018 года Карлсен — Каруана был на порядок выше, чем в поединке Непомнящий — Дин Лижэнь, о котором мы сейчас говорим. На мой взгляд, это не так, и оба игрока уже дали образцы высочайшего класса, глубокого и тонкого понимания шахмат. Но обо всем по порядку.
Многие специалисты видели определенное преимущество российского гроссмейстера в наличии опыта (пусть и отрицательного) поединков с таким уровнем ответственности. И действительно, в первых двух партиях волнение китайского шахматиста заметно ощущалось, он явно не сразу освоился в еще непривычной для себя атмосфере матча на первенство мира. В первой партии в примерно равном положении он, что называется, на ровном месте допустил серьезное ослабление своей позиции. К счастью для него, оно оказалось не фатальным, однако Непомнящий явно «задал не все вопросы» и свои шансы не использовал. На следующий день Дин Лижэнь удивил весь шахматный мир, сыграв в ферзевом гамбите h2-h3 уже на четвертом ходу. Наверняка этот ход имел и чисто шахматный смысл (возможно, белые при случае сыграли бы какой-нибудь «расширенный каталон» g2-g4), но, скорее всего, был расчет спровоцировать россиянина на агрессивную и недостаточно обоснованную попытку опровержения. Ян действительно заиграл довольно решительно, но не выходя за рамки, а вот китайский шахматист к «большой игре» в этот день оказался не готов, уже на 18-м ходу допустив тяжелый просчет. Согласно показаниям компьютера, его позиция сразу стала безнадежной, тем не менее в реальности от Непомнящего потребовались очень точные и связанные с некоторыми материальными жертвами действия, чтобы эту оценку подтвердить. Впрочем, такая игра — родная стихия для Яна, можно сказать, его сильнейшая сторона, и он разгромил противника уже в районе 30-го хода.
Развить успех россиянину не удалось. В очередном поединке он попытался выступить в роли классика ферзевого гамбита за белых, но Дин Лижэнь уверенно уравнял позицию и чуть было не перехватил инициативу. В следующей, четвертой партии счет сравнялся. Дин Лижэнь разыграл очень интересный и относительно свежий вариант английского начала. Соперники были на высоте, создалась позиция динамического равновесия, как вдруг Непомнящий, почти не думая, убрал своего коня с блокадного поля, «подставившись» под жертву качества. Необъяснимый просчет, а скорее всего какой-то сбой мышления, ведь как минимум перспективность этой жертвы очевидна и перворазряднику. Самому же Яну, когда он «пришел в сознание», я уверен, потребовалось всего несколько секунд, дабы оценить страшные последствия того, что натворил. Дин Лижэню понадобилось лишь несколько точных ходов для доказательства безнадежности позиции черных.
В пятой и шестой партиях соперники вновь обменялись ударами. Сначала в испанской партии Непомнящий придумал и, самое главное, блестяще осуществил оригинальный план атаки. Да, Дин Лижэнь этому слегка поспособствовал, разменяв коней в неправильной редакции, но дальнейшая игра Яна была просто шедевральна. После такого поражения, казалось, китайскому гроссмейстеру будет непросто прийти в себя, однако на следующий день он в великолепном стиле отреваншировался. В этом поединке, конечно, были обоюдные ошибки, тем не менее постановка партии, глубина расчета и, не побоюсь этого выражения, полет фантазии, продемонстрированные Дин Лижэнем, оставили очень сильное впечатление.
Что сказать, соперники действительно достойны друг друга, и надеюсь, продолжат радовать нас своим творчеством. Будем болеть за Яна и за красивую игру!