Риск масштабных наводнений на юге России по-прежнему велик
«После нас хоть потоп» – плохая, опасная пословица. А потому программа исследований, принятая Русским географическим обществом, сегодня охватывает все долины рек, текущих в Черное море, от Анапы до Адлера. Какие еще опасности видны ученым из космоса? Об этом – разговор с авторитетным специалистом, руководителем Лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса Львом Десиновым.
Наводнения угрожают теперь поселку Кепша в Адлерском районе не только во время половодья или паводка, а постоянно, – с тревогой говорит Десинов. – Не случайно на протекающей через этот населенный пункт небольшой речушке отныне днем и ночью дежурит бульдозер. Он регулярно включается в работу, углубляет дно. Выбрасывает приносимую водой галечную массу в береговые отвалы, которые становятся все выше. Иначе галька создаст преграду воде, и тогда затопления улиц, жилых домов не избежать даже при отличной погоде. А при сильных дождях ситуация обостряется...
Ученый показывает мне снимки наводнения, произошедшего в сентябре 2013‑го. В те дни резко поднялся поток в речке Кепше. Она впадает в другую, большую реку – Мзымту. Уровень в этой водной артерии, как сообщал тогда Южный региональный центр МЧС, достиг 3,9 метра, что выше отметки неблагоприятных явлений. Встревоженные власти объявили об эвакуации жителей поселка. Но многие отказались – остались отстаивать от стихии свои дома.
А вот видеоролик, посвященный другому наводнению в Кепше. Во весь экран – залитая водой автодорога. Бульдозер на гусеничном ходу, медленно сдавая назад, пытается вытащить накренившийся самосвал, сползающий с трассы. В кабине водитель. Кажется, машину уже вытянули, но... Внезапно рвется трос, самосвал стремительно уходит под воду. Шофер едва успевает вынырнуть...
В 2002-м в верховьях реки Кепши с горного склона сошел в долину редкой величины оползень. Река оказалась перекрытой. Потом все же пробила себе дорогу. В сентябре прошлого года в этих горах сошел еще один оползень, и опять на речку Кепшу. Нагрузка на нее увеличилась. Галька стала заметно накапливаться на дне возле поселка. И это коренным образом изменило ситуацию. Теперь, чтобы не было наводнения, углублением дна надо заниматься постоянно. Сейчас вода в реке находится на высоком уровне. Здесь объявлен режим чрезвычайной ситуации. Проблема в том, что уже некуда складывать гальку.
– Почему раньше река справлялась с выносом гальки, а сегодня нет? – задает главный вопрос Десинов и сам же отвечает: – Это связано не только с оползнями, но в немалой степени также с прокладкой автомобильной трассы и железной дороги Адлер – Красная Поляна. Проведена огромная работа, сооружено 12 тоннелей, более 50 мостов. Но не повезло во время стройки району, где река Кепша впадает в полноводную Мзымту. Профиль ее русла и направление течения были изменены строителями. Правый рукав Мзымты перекрыли. Место впадения Кепши оказалось в левом русле. Соответственно, изменилась скорость течения. И галька стала оставаться, не вымывается, как прежде.
Просчеты очевидны, но никто сейчас не хочет на себя брать ответственность за ошибки – легче кивать на коварство природы. Между органами власти на разных уровнях и РЖД идет переписка. Появились наконец соответствующие поручения федерального уровня. Хотелось бы верить, что дело сдвинется и найдутся средства, чтобы провести новые исследования, разработать и реализовать проект оптимального регулирования гидрологических процессов в реках Кепше и Мзымте, включая восстановление прежнего русла последней.
Однако проблема наводнений на Кепше и Мзымте не ограничивается восстановлением прежнего русла. Важнейшие расчеты водных потоков в экстремальных погодных условиях основаны, по мнению Льва Десинова, на устаревших данных, проводятся без учета изменения климата. Между тем отчетливо просматривается тенденция к потеплению. «Так, 13 из 14 самых теплых за всю историю наблюдений лет, включая и прошлый, 2013-й, приходятся на XXI век, – говорится в документе Всемирной метеорологической организации. – Каждое из последних трех десятилетий было более теплым, чем предыдущее. И период с 2001 по 2010 год превзошел в этом плане все десятилетия за полтора века». Сокращается площадь ледников в Арктике, идет таяние снега и льда в горах. Мы являемся свидетелями крупномасштабных наводнений, в том числе и на российских просторах.
Но прогнозы максимально возможного на протяжении 100 лет объема воды, протекающей в реке за секунду, остаются недопустимо заниженными, порой в полтора-два раза. К чему это приводит, показала памятная трагедия в Крымске. Там, напомним, слишком низкая арка моста оказалась забита несущимися в потоке мусором, ветками, стволами деревьев. Эта запруда собрала огромную массу воды, которая, прорвав преграду, обрушилась на спящий город. Нечто подобное может произойти и на Кепше.
– Вот здесь небольшой мостик, – показывает Десинов снимок. – Видите, в сентябре 2013-го вода уже подходила вплотную к мостовому переходу. А ведь это был далеко не пиковый паводок. Если же в верховьях реки выпадет столько осадков, как в июле 2012-го в окрестностях Крымска, то возле маленького мостика на Кепше образуется мощная запруда. Не трудно представить, что будет дальше.
Огромные волны могут образоваться и в других местах, в том числе и на Мзымте, в районе новеньких, построенных к сочинским Олимпийским играм отелей. Чтобы этого не произошло, необходимо в сжатые сроки провести детальные исследования бассейнов рек, их берегов, русел. Определить опасные места, используя снимки из космоса и результаты наземных экспедиций. Программа таких исследований была принята в прошлом году Русским географическим обществом, которое и осуществляет финансовую поддержку. В 2014-м программа расширена – охватывает все долины рек, текущих в Черное море, от Анапы до Адлера. Сегодня в зоне риска, по предварительным оценкам, находятся многие десятки поселков. Реконструкция мостов, строительство гидротехнических сооружений, установка датчиков на склонах гор, берегах рек позволит свести к минимуму риск катастрофических наводнений. Но одним местным и региональным властям такой масштабный проект не потянуть. Здесь необходима помощь федеральных министерств и ведомств.