Олег Скрипка: «Будем звучать не грязно, а винтажно»
«Воплi Вiдоплясова» отмечают юбилей в России
Самая знаменитая украинская рок-группа «Воплi Вiдоплясова», отмечая свое 25-летие, исполнит в Москве свои песни исключительно советского периода. «Труд» узнал у лидера команды Олега Скрипки, откуда такой экзотический замысел.
— Потянуло на ностальгию?
— Дело не в ностальгии. Сейчас популярны дискотеки типа «Горячие 80-е», на которых люди слышат в основном попсу и думают, что вот это и было самым горячим 25 лет назад. А на самом деле люди в 80-е слушали рок. И мы представим им те реальные рокерские 80-е. Например, наши песни «Були деньки», «Танцi», «Пiсенка», «Полонина», «Машина»-то, что мы сочинили до отъезда во Францию в 1991 году.
— Звук группы с тех пор сильно изменился. Будете имитировать старое звучание?
— Постараемся звучать, как тогда звучали. Тогда мы были в большей степени панк- и хард-роковой командой, этника только зарождалась. В некоторых вещах — таких как «Весна» или «День народження» — ритмы будут более современные. Кстати, сегодня лондонский панк-рок (я недавно был в Лондоне и убедился) специально бравирует таким грязным гаражным звучанием, какое у нас было в 80-е поневоле, из-за плохих инструментов и аппаратуры типа украинских колонок «Подiлля». Сегодня у нас аппаратура совсем другая.
— Значит, будете специально имитировать ту грязь?
— Хороший вопрос, я над этим не думал. Нет, грязь имитировать все-таки не будем, но будем стараться звучать винтажно.
— У вас во время концерта пройдет аукцион. Что продаете?
— Несколько лет назад выпустили альбом ностальгической музыки «Були деньки», а сейчас сделали его виниловую версию, которую хотим таким образом презентовать. Плюс у меня в коллекции осталось пять-шесть экземпляров нашего винилового альбома «Або-або», который вышел в начале 90-х на остатках советской фирмы «Мелодия», и я хочу устроить красивую распродажу. Насчет стартовой цены не знаю, посоветуюсь с коллекционерами. Задача — не заработать, а обратить внимание людей на вещи, с которыми мы жили много лет, и вдруг оказалось, что это такое глубокое ретро: пора оглянуться назад, чтобы осознать пройденный путь.
— Похоже, у вас все-таки ностальгическая полоса — вот и ваш недавний сольный альбом «Жоржина» основан на песнях 1930–1940-х годов из репертуара некоего шансонье Богдана Веселовского.
— Да, это такие музыкальные археологические раскопки. Богдан Веселовский был львовским композитором-самородком и шансонье, его записи в советской Украине не сохранились, а пришли они к нам сейчас из Канады. Я их услышал — это гениальная музыка. Тоже украинская, но не та, которая была в Советском Союзе, а буржуазная. Показалось интересным создать вот такую картинку старой буржуазной Украины. Можете эти песни скачать в интернете.
— А вы не против интернет-скачиваний? Это же подрывает продажу дисков. Из-за этого теперь приходится зарабатывать только концертами.
— У кого какие приоритеты. Я все-таки занимаюсь песнями прежде всего ради искусства. И все свои релизы направляю на свободное скачивание. Мне это интересно как музыканту. Все равно люди будут шарить по интернету, тратить много времени, лопатить сайты сомнительного качества. Пусть лучше они заходят на официальный сайт и скачивают там. А концертов мы и так всегда давали много.
— В вашем недавнем клипе «Вiдпустка» («Отпуск») гитарист играет, плавая в бассейне. Как это снималось?
— Так и снималось: мы в Киеве нашли бассейн с одной стеклянной стеной. Я как режиссер уже не один клип там снимаю. Иногда такие простые решения дают очень красивый эффект.
— У вас сейчас в ходе тура, посвященного 25-летию группы, отменилось сразу четыре концерта в разных городах России. Это с чем связано?
— У нас такое редко бывает. Но учтите: мы впервые едем в большой российский тур, много незнакомых городов, мы никогда не работали с тамошними организаторами. Где-то все складывается хорошо, где-то не очень.
— У нас уж кое-кто подумал, что вам мешают. Как в Белоруссии не дают выступать «Ляпису Трубецкому».
— Наоборот, нам помогают. Что-что, а политические события никогда не мешали нам выступать. И в Украине, и в России, и в Белоруссии.
— Удивительно, что за 25 лет вы ни разу не были в России с крупным туром.
— Дело обычно ограничивалось отдельными концертами. Зато сейчас мы совершили столько открытий! Россия оказалась такая разная! Нам с Украины она представляется одним целым — ну, кроме Москвы и Питера. Но вот, допустим, Казань и Нижний Новгород — они же недалеко друг от друга, но насколько разный темперамент у публики! Казань — драйвовый, абсолютно неславянский город, там такое ощущение, будто татаро-монгольская конница на тебя несется и ты перед ней выступаешь. А Нижний Новгород — интеллектуалы, интраверты, вдумчивые коллекционеры дисков, прекрасные знатоки творчества группы, но эмоциями не разбрасываются направо-налево, только к концу раскачались.