Публикация в «Труде» от 15 апреля 2011 года о сокращении призыва в Дагестане вызвала неожиданную реакцию Минобороны. В итоге из этой республики в армию решено забрать в 15 раз больше молодых людей, чем планировалось ранее.
Весенний призыв нынешнего года не перестает удивлять. Сначала стало понятно, что это последний массовый набор в армию. Потом, на радость командирам, число призывников из Дагестана снизили с 4000 в прошлом году до 400. Но, похоже, что нехватка призывников из других регионов вынудила московских генералов увеличить задание для Дагестана.
Публикация «Труда» вызвала бурю полярных реакций в самом Дагестане, где нашлись даже критики сокращения призыва.
«В соответствии с заданием, установленным штабом Южного военного округа, сокращение призывного контингента из Республики Дагестан не предусматривается», — поспешил рассказать агентству
Напомним: речь в нашей публикации шла о заседании Общественного совета при Минобороны, где решали, как избавить армию от межнациональной розни. В качестве иллюстрации к проблеме председатель этого совета, известный кинорежиссер Никита Михалков продемонстрировал своим коллегам фотоснимок, на котором восемь русских
Мы предположили, что призывники этой весны могут оказаться первыми за последние годы, кому конфликты с выходцами с Кавказа не грозят, а в качестве причины этого назвали мало кем замеченное решение военного ведомства о сокращении в этом году призыва из Дагестана. При этом приводились такие цифры — 400 человек, в то время как в прошлые годы из республики оправлялись служить 4000.
В письме из Минобороны эти данные были оценены как «недостоверная информация» и сообщалось, что «в соответствии с заданием, установленным штабом военного округа, сокращение призывного контингента в Республике Дагестан не предусматривается». Вчера попытки получить разъяснения не увенчались успехом — ответ из управления
Между тем о том, что план для дагестанских призывников этой весной снижен до 400 человек, первым оповестил общественность даже не «Труд», а сами же дагестанские СМИ.
Так, 1 апреля, в первый день призыва, об этом сообщило республиканское информационное агентство «Дагестан» со ссылкой на начальника отдела по работе с гражданами республиканского военного комиссариата Магомедсалама Магомедова: «Наряд весеннего призыва 2011 года для республики резко сократился до 400 человек».
При этом Магомедов уточнил: «Дагестан спокойно мог бы рекрутировать и 10 тысяч новобранцев. У нас огромное количество желающих служить в армии. Но теперь большинство из них останется за воротами военкоматов».
В свою очередь в газете «Дагестанская правда», отвечая на вопрос корреспондента, чем можно объяснить столь резкое сокращение числа призывников из Дагестана, военком республики Даитбег Мустафаев так прокомментировал это: «Решение принято руководством Вооруженных сил РФ, и обсуждать, почему и как, было бы некорректно». Правда, при этом военком предположил, что «в Российской армии количество солдат срочной службы по призыву в перспективе планируется сократить до 10–15%, а число контрактников увеличится».
Чтобы разобраться в ситуации, мы связались Даитбегом Мустафаевым.
«На начало призывной кампании штаб Южного военного округа нам действительно спустил план на 400 призывников, в то время как в прошлый призыв из Дагестана ушли в армию 4194 человека, — сказал он. — Почему произошло столь резкое снижение, объяснений не было. Военкомат широко оповестил об этом население республики, в том числе и я давал разъяснения в местной прессе».
По его словам, спустя дней десять штаб неожиданно дал новое задание — уже на 6000 человек. И снова без объяснений. «Но это и хорошо, что задание подскочило, так как дагестанская молодежь в массе своей с удовольствием идет на военную службу», — подчеркнул военком.
Надо отметить, что с призывом в этом году происходит нечто удивительное не только в масштабах Дагестана, но и всей страны. 31 марта замначальника Генштаба Василий Смирнов объявил, что на эту весну призывной план составляет 203 тысячи человек, а 4 апреля был обнародован президентский указ, датированный, кстати, тоже 31 марта, что призвано будет на 15 тысяч больше, а именно 218 720 человек.
Представители Минобороны никак не объяснили, почему произошла корректировка в сторону увеличения. Но по крайней мере теперь понятно, где будут добирать призывников — почти половину сверх первоначального плана даст Дагестан. Другой вопрос, обрадуются ли такому пополнению командиры.
На сайте «Мой Дагестан», где была размещена публикация «Труда», можно встретить, например такие отзывы жителей республики: «Ерунда, когда говорят, что десять дагестанцев запросто могут установить свои порядки в части. У меня брат один держал целую часть РВСН в своих руках — других дагестанцев в ней больше не было».
По словам другого жителя региона, «призывники с Кавказа хоть и строптивые, но здоровые, физически сильные, а из России в основном хлюпики, бухарики и наркота». «Поэтому дагестанцы и держат таких», — резюмирует пользователь интернета.
«Я сразу сказал командиру: согласен на любую самую тяжелую физическую работу, но мыть полы в казарме и убирать туалеты не буду, — рассказывает один дембель из Дагестана. — Он подумал и согласился. Никаких проблем по службе у меня после этого не было, и остальные
«Не надо бояться увеличенного дагестанского призыва, — сказал „Труду“ глава правового центра Российского конгресса народов Кавказа Шамиль Османов. — Я сам два года отслужил еще в Советской армии в середине
Османов считает, что в войсках сейчас очень много неподготовленных молодых офицеров, которые не знают, как правильно поставить себя с призывниками с Кавказа. Были бы в казармах опытные психологи, не было бы и проблем, говорит он.