Милость к падшим

Вчера Преображенский суд Москвы условно-досрочно освободил бывшего юриста "ЮКОСа" Светлану Бахмину. Мать троих детей отбывала 6,5-летний срок в женской колонии в мордовском поселке Парца, но с ноября прошлого года находилась в подмосковном доме матери и ребенка, числящемся за СИЗО "Матросская тишина".

Самой Бахминой на суде не было: она попросила рассмотреть ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) в ее отсутствие. Адвокат Бахминой Роман Головкин заявил, что "Светлана признала вину и полностью раскаялась", добровольно и в полном объеме погасила заявленный по ее делу гражданский иск, обязуется после освобождения трудоустроиться в течение трех месяцев и постоянно проживать по определенному адресу. Адвокат также отметил, что за все время заключения на Бахмину было наложено в колонии четыре взыскания, но все они уже погашены. Кроме того, она отбыла более двух третей срока, оговоренных законом для УДО. Прокурор Антон Давыдов также заявил, что "ходатайство заключенной законно и обоснованно".

Спустя два часа после начала заседания судья Ирина Вырышева огласила решение: "Суд постановил ходатайство удовлетворить и освободить Бахмину условно-досрочно".

В Федеральной службе исполнения наказаний "Труду" заявили, что на свободу Бахмину выпустят только после того, как в СИЗО "Матросская тишина" поступят соответствующие документы из суда, но при этом затруднились сказать, когда это произойдет: "Каждый раз все бывает по-разному".

Что же касается трудоустройства, то торопиться с выходом на новую работу Бахминой необязательно: 28 ноября 2008 года в одной из подмосковных клиник Светлана родила дочку Аню (у нее есть еще двое несовершеннолетних детей). Официально сейчас она находится в отпуске по уходу за ребенком, который до сих пор проводила в закрытом доме матери и ребенка. Но друзья Бахминой сразу после вчерашнего суда предположили, что она продолжит работать юристом, скорее всего, в организации "Системная под-держка бизнеса".

Хватка правосудия

Светлану Бахмину осудили в апреле 2006 года по уголовному делу, отпочковавшемуся от большого дела "ЮКОСа". Дело в том, что Светлана работала замначальника правового управления у Михаила Ходорковского. Ей вменили в вину хищение имущества в размере 8 млрд. рублей у ОАО "Томскнефть" (дочернее предприятие "ЮКОСа") и уклонение от уплаты налогов на сумму более 600 тыс. рублей. Симоновский суд Москвы назначил ей 7 лет наказания, но Мосгорсуд снизил срок до 6,5 года.

На мордовской зоне юрист с двумя высшими образованиями работала швеей-мотористкой. Бахмина дважды просила об условно-досрочном освобождении, но оба раза Зубово-Полянский райсуд Мордовии отказывал ей в этом, ссылаясь на то, что она якобы нарушала режим содержания в колонии.

В октябре прошлого года, будучи на восьмом месяце беременности, Светлана подала президенту прошение о помиловании, с которым произошла непонятная история. Сначала администрация колонии заявила, что никакого прошения не было вообще, а потом директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин оговорился, что если прошение и было, то по официальной линии оно к ним не поступало.

В ответ на это правозащитники организовали интернет-акцию "Помочь Светлане Бахминой", собрав 95 951 подпись. Среди подписантов были Михаил Горбачев, Григорий Явлинский, Элла Памфилова, депутаты Госдумы, члены Общественной палаты РФ.

В итоге Бахмину перевели в Подмосковье, где она, оставаясь в заключении, родила девочку. Верховный суд Мордовии в очередной раз направил дело об условно-досрочном освобождении на новое рассмотрение - теперь уже в Преображенский суд Москвы. Вчера он постановил выпустить Бахмину на свободу.

"Это правильное решение, - заявил "Труду" председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. - Лучше поздно, чем никогда".

Почему освободили Бахмину?

Михаил Барщевский

адвокат:


- Суд базируется на гуманизме. По закону Светлана Бахмина имела право на УДО, она его и получила. Кроме того, я считаю, что судьи тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Видимо, те судьи, которые были вначале, испытывали определенный страх по поводу освобождения Бахминой, так как это дело "ЮКОСа". Самый главный страх, как известно, это тот, который сидит внутри нас.

Виктор Ерофеев

писатель:


- Во-первых, я поздравляю Светлану с освобождением и хочу сказать, что очень рад этому! Это была гуманная акция президента и результат его встреч с правозащитниками. Ну и надеюсь, что письмо деятелей культуры в защиту Бахминой, которое я подписал, тоже произвело нужное впечатление.

Алексей Митрофанов

политик:


- А какой смысл сейчас ее удерживать в заключении? Активная фаза ситуации с "ЮКОСом" уже давно прошла, а вот международный шум и шум со стороны определенных внутренних сил до сих пор продолжается. А России сейчас нужно налаживать отношения с Западом, потому что вполне может быть, что через год мы пойдем просить у него кредит.

Александр Хинштейн

депутат Госдумы РФ:


- На мой взгляд, причина освобождения Светланы Бахминой заключается в том, что нашему государству необходимо иногда демонстрировать свое милосердие.

Игорь Трунов

адвокат:


- В деле Бахминой появились новые немаловажные обстоятельства. Она родила, она стала матерью. Надо сказать, что институт помилования в нашей стране фактически не работает. Все эти потуги - сборы подписей, петиции и прочее - не могли ничего изменить. Но Бахмина признала свою вину, родила, и теперь суд смог с чистой совестью ее освободить.

Леонид Гозман

политик:


- Есть несколько причин освобождения Светланы. Во-первых, она имеет на это полное право с юридической стороны дела. Во-вторых, была активная поддержка граждан. В-третьих, нельзя исключать и человеческий фактор. Президент не хотел отвечать за нечеловеческое решение, а приказ об УДО, как я понимаю, шел с самого верха. Пользуясь случаем, я хочу поздравить Светлану с освобождением!

Иван Дыховичный

режиссер:


- У нас управляемая страна, и наш президент сделал правильный жест - показал, что у него тоже есть какие-то чувства. Общественное мнение тоже сыграло огромную роль - письмо в защиту Бахминой подписали 90 тысяч человек. Это сила, и с этим невозможно не считаться. А вообще вся эта история сфабрикована. В нашей стране все виноваты, любого можно посадить.

Любовь Слиска

первый вице-спикер Госдумы РФ:


- Мне бы не хотелось вмешиваться в решение суда, но тем не менее надо заметить, что в гуманном направлении сделан огромный шаг вперед. Независимо от той вины, которая лежала на Светлане, ее освобождение вполне закономерно. Она не виновата, что ей приходилось делать то, что заставляло руководство компании.

Павел Крашенинников

депутат Госдумы РФ:


- Я хочу сказать, что общественный резонанс очень часто мешает правосудию и, соответственно, решению дела. Что касается освобождения Светланы Бахминой, то у суда были все аспекты для того, чтобы решить это дело. Она дала показания, не нарушала режим, и к тому же она мать троих детей. Я считаю, что это правильное решение. Кроме того, не может не радовать, что система УДО в нашей стране работает.

Мария Арбатова

писательница:


- Для меня Бахмина - это абсолютно абстрактный человек. Шум вокруг ее дела подняли проплаченные правозащитники. Если бы за ней не стояли деньги Ходорковского и "ЮКОСа", то никто бы не заинтересовался ей - всем было бы все равно. Интересуют также юридические аспекты дела. Почему, к примеру, она рожала в подмосковной больнице и находилась там четыре месяца?

Марк Захаров

режиссер:


- Я хочу верить, что это знаковое событие связано с огромным количеством граждан России, которые просили, чтобы наш президент совершил этот акт. К нашему счастью, он это сделал. Мне также хочется верить в то, что в освобождении Светланы Бахминой хоть немного поучаствовал и я.

Дело Бахминой

Май 1997 года. Бахмина пришла на работу в "ЮКОС". Была начальником сектора договорно-право-вой работы, начальни-ком отдела корпоративного права, замначальника юридического управления.

С 1998 года Бахмина была членом совета директоров ЗАО "ЮКОС Эксплорейшн энд Продакшн" - управляющей компании ОАО "Юганскнефтегаз".

7 декабря 2004 года: арест по обвинению в присвоении 8 млрд. руб. в виде имущества и активов компании "Томскнефть" и в уклонении от налогов на 606 040 руб.

13 мая 2005 года: предъявлено обвинение по статьям 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) и 160 УК (присвоение или растрата).

19 апреля 2006 го-да Бахмина приговоре-на к семи годам лишения свободы в колонии общего режима. 24 августа Мосгорсуд снизил срок заключения на полгода.

Осень 2006 года. Бахмина просит об отсрочке исполнения приговора на девять лет, пока младшая дочь не достигнет совершеннолетия. В отсрочке отказано. Этапирована в мордовскую ИК №14.

Весной и осенью 2008 года Зубово-Полянский суд Мордовии отказал Бахминой в УДО, сославшись на якобы полученные ею взыскания. Тогда же стало известно, что она беременна третьим ребенком.

В ноябре 2008 года в подмосковной больнице ГУФСИН Бахмина родила девочку, став, согласно российским законам, многодетной матерью.