То не находилось хорошего меццо-сопрано на заглавную партию, то у художественного руководителя театра возникали свои планы, куда "Кармен" не вписывалась... Зато для нынешнего возвращения шедевра пригласили поистине звездную команду во главе с Юрием Темиркановым - одним из самых востребованных дирижеров мира, художественным руководителем заслуженного коллектива России - Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Перед тем как возглавить оркестр, Темирканов 12 лет руководил Мариинским театром, где поставил не одну оперу. Юрий Хатуевич известен своей приверженностью к традиционному "большому" стилю. Известны случаи, когда он разрывал весьма выгодные для себя контракты на Западе, теряя при этом значительные денежные суммы, но не соглашался на авангардные режиссерские переделки классических шедевров.
Напротив, за английским режиссером Давидом Паунтни ходит слава отчаянного экспериментатора. Он довольно долго и успешно возглавлял одну из самых смелых и успешных оперных трупп - English National Opera. Именно там он поставил свою первую "Кармен". Многим памятен его "Огненный ангел" в Мариинке в начале 1990-х, когда впервые наши актеры показались на сцене голышом. У Паунтни вообще слабость к русским сюжетам: в той же Мариинке он ставил также "Чародейку" Чайковского. Да и первая известность к нему пришла в 1972 году благодаря "Кате Кабановой", правда, написанной чехом Яначком, но по мотивам пьесы Островского "Гроза".
Казалось, что эти двое - режиссер и дирижер - никогда не смогут договориться, а процесс постановки будут сотрясать скандалы, однако им, по словам Паунтни, запросто удалось найти общий язык. О том, насколько это было успешно, читайте в ближайших номерах "Труда".
ДОСЬЕ
Дэвид Паунтни, режиссер
"Почему вы смеетесь, когда я говорю, что у меня сложились прекрасные отношения с Темиркановым? Вам кажется, что я радикал, а он консерватор, но на самом деле и то, и другое неправда. К тому же в театре все решает своего рода химия, которая может возникнуть между очень разными людьми.
Образ Кармен очень важен для сегодняшней России. Последние 20 лет эта страна переживает этакую блиц-коммерциализацию. И образ женщины становится исключительно коммерческим. А Кармен по-новому сталкивается с этим миром".
РЕПЛИКА
Юрий Темирканов: "У меня могучий нос, и я чую, что все правильно"
"Кармен" - это одно из моих любимейших оперных произведений. И я знал, что его постановка все равно значится в планах Большого театра. Так что мы просто объединили наши намерения.
Для нашего оперного зрителя разговорные диалоги, которые мы решили использовать вместо традиционных музыкальных речитативов, звучат непривычно. С другой стороны, когда тот же зритель идет в оперетту, там для него диалоги "не провисают". Потому что он заранее настроен на то, что они будут. Но только у нас они зазвучат на французском. Для меня, признаюсь, тоже странно, когда со сцены поют или говорят не на том языке, который понимает публика. Но это мода последних 50 лет. А причина у нее простая - солистам неохота учить партии в двух, а то и трех вариантах на разных языках. Хотя, если честно, с точки зрения здравого смысла это выглядит глупо.
Но я рад, что согласился стать главным приглашенным дирижером Большого. За последний месяц, когда я плотно работал с коллективом, лишь укрепился в правильности своего первого впечатления. В театре замечательная атмосфера. У меня, знаете, могучий нос, я очень хорошо им все чувствую. Особенно радует уровень хора, желание оркестрантов работать с полной отдачей. О новых планах пока говорить рано. Но идеи уже есть, и переговоры начались.
ДОСЬЕ
Надя Крастева, певица
"Моя Кармен хочет только любить и быть свободной. Нормальная жизнь с ее рутиной и домашними обязанностями ее не интересует. Я пела эту партию в Париже, в Чикаго, но Большой для меня -- абсолютная вершина, он первый в мире. А потому я очень волнуюсь. Мне нравится Кармен знаменитой греческой певицы Агнес Бальтса - она очень живая, очень классная. А с точки зрения безграничных возможностей голоса - Елена Образцова. Моя Кармен всегда очень сильно меняется от спектакля к спектаклю. Раньше она выходила куда более скромной, а сейчас стала по-настоящему дерзкой".