Новый министр, застеснявшись, поспешил объявить, что курировать прессу, в том числе электронную, будет не он, а его первый зам. Такой поворот дел подарил телевизионщикам надежду, что в их вольготной жизни ничего не изменится: по-прежнему на экранах будут господствовать "чернуха" с развлекухой, богато сдобренные рекламой.
Характерно, что ТВ научилось в последнее время умело отбивать атаки общества на него. Вспомните, как в прошлом году представленная отдельной группой в Госдуме Народная партия на знамени своем написала борьбу с жестокостью, насилием и непристойностью на телеэкране. И сопоставьте это с неожиданно мизерными показателями партии на парламентских выборах в декабре. В новой Думе "народников" теперь - ни слуху ни духу. Мне кажется, к их поражению руку приложило и ТВ. И снова, как и прежде, телеканалы потчуют нас кровавыми боевиками, эротикой, легко преодолевающей трудноуловимую грань, отделяющую ее от порнографии. Публика от этого "варева" стонет, а отдельные решительные зрители пытаются отстоять свои права в суде.
В цикле "Народ хочет знать" (ТВЦ), очередной выпуск которого выразительно назван "Кто защитит зрителя от телевизионной агрессии?", мы познакомились с прошедшим суды отцом малолетнего мальчика - насмотревшись жестоких мультиков, тот начал по экранному образцу "пытать" своего игрушечного Микки-Мауса. Впрочем, один выигранный процесс не способен всерьез поколебать систему "ценностей", активно навязываемых эфиром миллионам людей. Тем более что организаторы "дела" на ТВ убеждены в своей непогрешимости.
Авторы передачи пригласили на обсуждение жгучей проблемы высоких государственных чиновников из бывшего Минпечати, депутатов - членов Комитета по информационной политике Госдумы, руководителей крупнейших телеканалов. Ни один человек из названных не удостоил зрителей своим присутствием. Авторы передачи ограничились констатацией этого факта, не дав оценки вопиющему неуважению к аудитории.
Впрочем, не все телевизионщики соблюдают в этом вопросе осторожный нейтралитет. Некоторые осмеливаются возвысить свой голос против того, что происходит на домашних экранах. Вспоминаю превосходный выпуск передачи "Очевидное-невероятное", где ее многолетний ведущий профессор Сергей Капица позволил себе сказать в кадре резкие слова в адрес ТВ. В частности, я впервые услышал из его уст предложение посадить на скамью подсудимых вместе с организаторами финансовой пирамиды "МММ" тех телевизионщиков, которые "талантливо" раскручивали рекламу легкого обогащения и тем самым способствовали обнищанию миллионов поверивших им людей.
В недавнем выпуске "Школы злословия" (канал "Культура") гостьей эфира была создательница и нынешний президент телекомпании "РЕН-ТВ" Ирена Лесневская. Она отказалась называть передачи конкурентов, олицетворяющие воинствующую пошлость ("скажу авторам при личной встрече"), но недвусмысленно осудила самомнение тех телевизионщиков, "которые считают себя пупом земли и совестью нации".
Еще более определенно и резко высказался о ТВ в своем публицистическом фильме "Звплыв слепых" руководитель канала ТВЦ Олег Попцов. В финальной серии автор недвусмысленно выступил в пользу социально ориентированного эфира. Осудил телепопсу, убивающую высокую культуру, с болью говорил о кризисе морали на ТВ.
Не всем понравились эти рассуждения. Руководители крупнейших телеканалов пока что отмалчиваются. А вот кое-кто из моих ангажированных коллег-телекритиков поспешил выступить против "Заплыва слепых". Симптоматично, что никто из них не решился оспорить содержание ленты, в том числе и прозвучавшие в ней резкие суждения о ТВ. Заговорили об эфирной форме. Признали ее "недостаточно телевизионной". Странно звучали эти упреки в адрес человека, который не первый десяток лет работает на ТВ. Не иначе как потому, что он не соглашается спокойно глядеть на отражение нашей жизни в кривых зеркалах...