В ОЖИДАНИИ "КРАСНОГО ПЕТУХА"

Гибель детей во время пожаров в Якутии и Дагестане, похоже, заставила власти всерьез посмотреть на плачевное состояние школ и детских интернатов. Но в стране не защищены от огня и старики, инвалиды, живущие в домах-интернатах, различных лечебных диспансерах. Статистика утверждает: из 100 погибающих на пожарах 50 - 70 человек - пожилые люди. В прошлом году в огне 250 тысяч пожаров, две трети из которых случились в жилом секторе, сгорели 18 тысяч человек. 790 из них - дети, подавляющее большинство остальных - преклонного возраста. Уже в этом году специалисты МЧС прогнозируют 240 - 270 тысяч пожаров и гибель в них до 20 тысяч человек...

Трагическими примерами смерти стариков в огне полны все СМИ. Вот в деревне Нюра Тулунского района Иркутской области на пепелище жилого дома обнаружен труп 62-летнего хозяина, инвалида I группы. Пожар в интернате для престарелых в Благовещенске унес жизни двух человек и отравил еще 22. На Урале по сей день помнят страшную трагедию 1997 года, когда в поселковом интернате для престарелых в деревне Косья заживо сгорели 17 стариков. В Вологодской области в прошлом году так же заживо сгорели 237 человек, в основном опять же люди преклонного возраста. Не имея средств на ремонт печей и электропроводки, они постоянно рискуют стать жертвами огня.
Казалось бы, общество должно взять под опеку пожилых и больных, как-то застраховать их от огня. У Министерства труда и социального развития населения есть дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты, дома милосердия и геронтологические центры на 235 тысяч мест.
- Наши учреждения вмещают лишь 218 тысяч человек, - признается руководитель отдела департамента по делам ветеранов и пожилых людей Раиса Кузнецова. - За последние годы мы построили еще 100 учреждений социального обслуживания. Но 800 зданий, а это около 25 процентов всего жилого фонда соцучреждений подобного типа, по-прежнему нуждаются в реконструкции или капитальном ремонте. Поэтому стараемся переводить людей из ветхих и аварийных зданий в нормальные.
А если переводить некуда? Ведь 16 тысяч человек ждут сегодня своей очереди, чтобы попасть в дома социального обслуживания.
- Таких людей наши специалисты обслуживают на дому, - поясняет Раиса Александровна. - Мы организовали свыше 12 тысяч специальных отделений социального обслуживания на дому и взяли под свое крыло еще около миллиона беспризорных стариков, больных детей, молодых инвалидов. Сейчас стали открывать центры социального обслуживания с набором медицинских, социальных и торговых услуг. Их число уже перевалило за две тысячи и все равно мало. Потому что ежегодно количество беспомощных, нуждающихся в помощи в стране увеличивается на десятки тысяч человек.
Вот эти-то люди и остаются один на один с холодом и огнем в нетопленых домах с неисправной электропроводкой. Не потому что государство их покинуло - по федеральной целевой программе "Старшее поколение" немалые деньги выделяются на содержание домов-интернатов из федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ и резервного фонда президента. Дело, пожалуй, в другом - качество ухода за стариками в немалой степени зависит, по словам специалистов Минтруда, от добросовестности, профессионального мастерства социальных работников. Подобрать же персонал на эту непростую работу трудно - "низкий уровень заработной платы работников социальной сферы делает их работу малопрестижной, особенно это касается младшего обслуживающего персонала"... В результате сотни тысяч пожилых и больных россиян остаются один на один с огненной бедой. Если трагедии в Якутии и Дагестане потрясли всю Россию, то гибель стариков в огне нередко остается почти незамеченной. А "привыкание" к смерти беспомощных пожилых и больных людей - не есть ли признак вопиющего дефицита милосердия в нашем обществе?