КАК РЕАЛИЗОВАТЬ АТАКУ
Обычно я говорю своим воспитанникам, что хороший игрок отличается от плохого прежде всего тем, что он знает, когда можно и нужно бросать по кольцу, а когда - нет.
Тренировать следует главным образом броски, которые игрок будет применять в игре и в ситуациях, близких к игре, в движении с сопротивлением, в сочетаниях с комбинациями, заслонами.
Вера в удачный свой бросок основана на технике исполнения, физической кондиции, поддержке тренера и партнеров по команде. Каждый раз, выполняя бросок, игрок должен мысленно говорить себе: "Я хорошо чувствую мяч, я вижу кольцо и готов к броску, я обыграю защитника и забью мяч в кольцо".
Уверенность в своих силах не рождается сама по себе, она вырабатывается большим, кропотливым ежедневным трудом. Попадая в кольцо на тренировках, игрок обретает уверенность, а затем его техника стабилизируется.
Надо помнить также о своевременности броска и своеобразной расслабленности кисти руки при его исполнении.
Наконец, всегда уметь отвлечься от помех противника и шума трибун.
Рекомендую начинать тренировки бросков в 1,5-2 метрах от кольца, не касаясь щита. Это упражнение хорошо развивает чувства кольца и мяча. После таких бросков в течение 5-7 минут игроки переходят к броскам со своих позиций.
Атакующие действия центрового я подразделяю на две ситуации: когда игрок нападает, находясь спиной к щиту, и когда он играет лицом к щиту. Важно учесть, что очень полезно научить игрока тем приемам и техническим элементам, которые он может и любит применять в игре.
Вот основные варианты атаки центрового спиной к щиту:
1. Ловля и крюк правой рукой, с шагом правой ногой.
2. Ловля и полукрюк правой рукой, без поворота к кольцу.
3. Ловля и крюк левой рукой с шагом и поворотом к кольцу левой ногой.
4. То же и полукрюк левой рукой.
5. Ловля и крюк правой, с предварительным финтом на бросок, в левую сторону.
6. То же левой рукой с финтом вправо.
7. Бросок с поворотом и прыжком с излюбленных 3-4 позиций.
8. Бросок сверху из-под кольца двумя руками, без поворота.
9. Бросок сверху из-под кольца поочередно левой и правой руками, без поворотов.
Атака лицом к щиту. Многие центровые недооценивают возможностей обыгрывания соперника лицом к щиту и мало тренируют эти приемы. Вот почему мне хочется предложить несколько упражнений для решения этой задачи.
1. Бросок лицом к кольцу с трех-четырех излюбленных точек, на расстоянии 3- 5 метров от щита. Особенно импонируют две точки слева и справа от щита, под углом в 45 градусов.Точки с углов площадки с 4-5 метров от щита и две позиции на пересечении линии штрафного броска с боковыми линиями 3-секундной зоны.
2. Финт на бросок и проход к щиту с 2 - 3 ударами в пол.
3. Финт на проход и бросок с указанных выше излюбленных позиций.
4. Проход к щиту с поворотом в обе стороны.
5. Подбор мяча в нападении, движение с поднятыми вверх руками, с опережением защитника, без финта и с финтом в противоположную от движения стороны.
Тренировка центровыми этих приемов атаки и защиты требует ежедневной работы от одного до полутора часов. В эту программу входят:
а) 100-150 бросков левой и правой рукой с финтом и без него.
б)100-120 проходов в обе стороны, с финтом и без.
в)200-300 бросков с излюбленных позиций, с сопротивлением активным и пассивным.
г) 3-5 минут на тренировку финтов.
д) 3-5 мин. на тренировку заслонов. 3-5 мин. на тренировку поворотов. 2-3 мин. на тренировку остановок.
Количество бросков может достигать 1000 и более в день.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Стратегия в баскетболе предусматривает очень многое: и план многолетней подготовки, и конкретное управление командой во время матча, и методы подготовки к очередной игре. А тактика - это часть стратегии, которая решает основные задачи с учетом возможностей игроков, особенностей соперников, условий, места и время соревнований. Вот это составляет тактический и комбинационный багаж команды.
Тактика нападения и защиты. Выбор тактики - не иллюзорная фантазия, а реальная возможность раскрыть все наиболее сильные стороны баскетболистов. Кроме того, при построении тактического плана учитываются сильные и слабые стороны реального соперника в данном матче.
Выбор комбинаций обычно согласовывается и дискутируется с игроком, для которого задумана та или иная комбинация. Я как тренер знаю сильные стороны своих игроков, но сами игроки знают их еще лучше меня и могут внести существенные коррективы в предложенные комбинации.
Думаю, что тактика сборной СССР на Олимпиаде-88 в Сеуле принесла "золотой" успех команде потому, что весь наш план был построен на реальных возможностях всех игроков команды.
КОНТРАТАКА
Наиболее острое зрелищное оружие команды - это контратака. Но быстрая игра требует и высокой техники. Стремление играть на высоких скоростных приемлемо лишь в том случае, когда скорость не превышает лимит техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем достижений. Вот почему быстрый прорыв возможен только при безупречном исполнении всех технических элементов.
Моя идея контратаки обычно заключается в стремлении не только быстро достичь щит соперника, но и быстро перевести мяч к щиту соперника с помощью резких передач. А если нет рядом свободного партнера, необходимо игроку стремительно идти вперед самому.
Особенность подобного плана - во время быстрого прорыва создать в атаке своеобразный треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен находиться игрок с мячом, а два других игрока - слева и справа от него, но впереди.
Контратака бывает успешной в следующих ситуациях: при перехвате мяча, при взятии отскока на своем щите, после пробивания соперником штрафных бросков, после выигрыша спорного мяча, после забитого мяча в нашу корзину.
ЕСТЬ ТРИ РАВНОЗНАЧНО ВАЖНЫЕ ФАЗЫ УСПЕШНОЙ КОНТРАТАКИ:
1. Начало быстрого прорыва - подпор мяча, первый пас, движение игроков, их старт.
2. Средняя стадия развития атаки - переход игроков через среднюю линию поля и продвижение вперед.
3. Завершение атаки - передачи мяча на скорости и бросок в кольцо близко от щита.
Скорость отрепетированного быстрого прорыва зависит от стремительного движения игроков, передачи мяча и завершающего броска. К примеру, наша сборная команда успевала провести эшелонированный быстрый прорыв за 5-7 секунд. А игра в атаке таких мощных и высоких центровых, как А.Сабонис и В.Ткаченко, позволяла проводить контратаку за счет одного длинного паса через всю площадку. Очевидно, что такая система контратаки требовала особой согласованности действий. Поэтому ее отработка занимала значительное время в тренировочном процессе.
Помимо этого, в арсенале лучших команд часто используется быстрый прорыв по боковой линии.
В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает быстрый пас партнеру, который открывается для получения этой передачи у боковой линии. В зоне пересечения боковой линии поля с центральной следует пас третьему игроку, а четвертый игрок рвется вперед по левому краю. Так создается голевая атака.
Еще один вариант атаки: развитие быстрого прорыва после пробития штрафного броска команды соперников. Если игрок N 4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро вводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует направо, к боковой линии игроку N 1, который занимает позицию на уровне линии штрафного броска. Игрок N 2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и устремляется вперед. Игроки N 5 и N 3 обгоняют ведущего мяч вдоль боковых линий, в итоге у игрока N 2 есть четыре варианта для выбора направления атаки.
Быстрый прорыв возможен и после розыгрыша спорного мяча в центральном круге или на линии штрафного броска на своей половине поля. Игрок N 5 скидывает мяч на игрока N 4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Поймав мяч, N 4 делает пас вперед игроку N 1, который открывается на эту передачу благодаря надежному заслону от игрока N 3. Игроки N 2 и N 4 поддерживают атаку. Такая комбинация может проходить в обе стороны. В основе ее успеха лежат такие факторы, как высокий рост, хорошая прыгучесть и умение игрока точно скидывать мяч партнеру вашего центрового игрока.
ЛОЖА VIP
Максим ДУНАЕВСКИЙ, композитор, призер престижного турнира теннисистов "Большая шляпа", давний болельщик баскетбола:
- Как и многие поклонники такого прекрасного вида спорта, как баскетбол, по сей день вспоминаю уникальный бросок нашего легендарного Александра Белова на Олимпийских играх. Попав в кольцо на последних секундах, он принес "золото" нашей сборной.
Понимаю, что наш российский климат не позволяет играть в баскетбол круглый год в отличие от таких стран, как США, Бразилия, Австралия. И тем не менее эта игра уже привлекла на свою сторону миллионы болельщиков. Матчи нашей Суперлиги достигают потрясающего накала, возникли блестящие ансамбли баскетболистов в Перми, Казани, Саратове. Это, бесспорно, поступательное движение российского спорта вперед, и в нем особую роль играют школа мастерства, интеллектуальное направление мэтра Александра Гомельского.