КОМУ НЕСТИ ПЕЧАЛЬ СВОЮ?

О правовой безграмотности россиян можно говорить бесконечно. Попав в сложную ситуацию, связанную с самоуправством администрации, муниципальных или федеральных структур, с нарушением прав свободы личности, наш гражданин зачастую теряется. В лучшем случае пытается найти выход самостоятельно. И чаще всего набивает себе синяки. А между тем существует масса контролирующих и проверяющих органов, действуют общественные организации, суды. Однако, как сто и двести лет назад, россиянин по-прежнему не верит в то, что кому-то до него есть дело. Не зря ведь говорят: "до Бога высоко, а до царя далеко".

ЛИКБЕЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
В попытке исправить положение наши законодатели пять лет назад приняли Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Но спросите любого, знает ли он о том, чем занимается это должностное лицо и какова сфера его полномочий. Возьмется ли он и его аппарат, скажем, помочь учителям, испытывающим унижение от задержки зарплаты, или солдатским матерям, тщетно обивающим пороги военных чиновников, или просто гражданину, ставшему жертвой административного беспредела. Между прочим, особенность Уполномоченного в отличие от действующих в сфере защиты прав человека должностных лиц и структур в том, что он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Думается, важность подобной независимости, особенно на региональном уровне, - одно из самых ценных завоеваний демократии последних лет.
На сегодня просить помощи у Уполномоченного по правам человека осмеливаются лишь единицы. Как оказалось, многие граждане просто не ведают о такой возможности.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Итак, прежде всего не стоит откладывать в долгий ящик обращение к Уполномоченному, поскольку жалоба должна быть подана не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Просить о помощи может любой человек, находящийся в России, будь он гражданин РФ, иностранец или лицо без гражданства.
Обжалуются действия или, напротив, бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его обращению. Исключение тут одно - Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ничем особенным жалоба Уполномоченному от документов подобного рода не отличается. В ней, отразив свои данные, необходимо изложить суть решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. Разумеется, следует подкрепить свои доводы копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Статус Уполномоченного столь высок, что если к нему за помощью обращается человек, изолированный от общества в исправительной колонии, тюрьме, следственном изоляторе или других подобных заведениях, администрация мест принудительного содержания не вправе просматривать его корреспонденцию. Жаль, пока не принято никаких мер по отношению к тем, кто нарушает этот порядок. По крайней мере Уполномоченный по правам человека Олег Миронов приводил факты, свидетельствующие о том, что из мест лишения свободы вопреки закону письма часто поступают со следами вмешательства цензора.
С поступившим обращением в аппарате Уполномоченного определяются в десятидневный срок и уведомляют заявителя о решении. Так, Уполномоченный, получив жалобу, может:
1) принять ее к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы.
Кстати, такой отказ обжалованию не подлежит.
КАРТ-БЛАНШ ДЛЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Всем известна ситуация, когда жалоба поступает тому человеку или в то ведомство, чьи деяния обжалуются. В случае с уполномоченным такая практика категорически запрещена законом. Сам же он наделен широчайшими полномочиями, вплоть до права беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов. Его обязаны пропустить беспрепятственно на любые предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в воинские части, общественные объединения.
Он может запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях.
Уполномоченный должен безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в любой суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод. Может ограничиться обращением в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
СВЯЗАТЬСЯ С УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПРОСТО:
Адрес: 103084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47. Телефон приемной ( 095)207-39-69. Проезд: метро "Красные ворота".
Кстати, для решения проблем, связанных с нарушением прав личности, не обязательно ехать в столицу. В субъектах Федерации имеются аналогичные должности.
НАША СПРАВКА
Для России подобная форма защиты прав человека, как институт соответствующего Уполномоченного, в новинку. Между тем она имеет давнюю историю, восходящую к 1809 году, когда в Швеции была утверждена должность омбудсмена (защитника народа, уполномоченного по правам человека). Широкое распространение в мире получил значительно позже, уже во второй половине ХХ столетия.
В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР, но окончательное законодательное закрепление произошло только в 1997 году.
И В МОСКВУ ЗВОНИТЬ НЕ НАДО, САМИ РАЗБЕРЕМСЯ
О работе Комиссии по правам человека Республики Карелия рассказывает ее председатель Марат Васильевич ТАРАСОВ. Он - руководитель Карельского союза писателей, а также возглавляет республиканский детский фонд.
- У нас, как и в нескольких десятках других субъектов Федерации, Комиссия по правам человека создана и работает при правительстве. Несколько лет назад, соглашаясь возглавить комиссию, я, конечно, понимал, что с соблюдением прав человека у нас не все благополучно, но о таких масштабах нарушений даже не предполагал. Прежде всего оказалось, что народ просто не знал о существовании подобного органа в республике. Поэтому начинали работу с простого разъяснения гражданам основных положений о международных стандартах в области прав человека, в том числе и о способах отстаивания своих прав. Пришлось использовать для этого разные средства, включая возможности СМИ.
Для оказания консультативной помощи мы сформировали коллектив специалистов, куда пригласили квалифицированных юристов, авторитетных специалистов и общественных деятелей, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. При необходимости взаимодействуем с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации. Установлены деловые отношения как с официальными, так и с неправительственными правозащитными организациями, да и вообще со всеми, кто желает нам помочь. Даже в школах республики проводим беседы с учащимися, чтобы с раннего возраста школьники формировали свою гражданскую позицию, умели отстаивать свои права.
Приходится решать самые разные вопросы. Вот лишь один пример. Иван Степанович Молостовкин, в 1942 году еще просто Ваня, попал в финский концлагерь. Как вечная память об этой трагической странице его судьбы - на левом бедре отметина раскаленным железом - латинская буква "V" (так финны, в отличие от немцев, которые ставили номера на руку, метили пленных). Это первая буква финского слова "vanki", что означает "пленный", "раб". Сейчас в Карелии около двухсот человек носят на себе это неизгладимое клеймо. Но добиться положенной законом прибавки к пенсии Иван Степанович, как ни старался, долгие годы не мог. Ни властные инстанции, куда много раз обращался бывший узник концлагеря, ни одиннадцать раз заседавшие судьи не потрудились перелистать необходимые документы. Молостовкин получал от них одни отписки: мол, поселок Ильинский, где и "клеймили" бывшего узника, "не был специально созданным местом принудительного содержания".
Мы начали работу с изучения архивов. Там и нашли документ, подписанный в июле 1944 года государственной комиссией Карело-Финской ССР, где черным по белому было написано, что в Ильинском отделении лагеря содержалось 700 человек, семьдесят процентов которых погибли от голода, болезней, побоев и издевательств. После того как медицинские экспертизы подтвердили, что клеймо Ивану Степановичу поставлено в 1942 году, мы инициировали еще одно судебное разбирательство. И вот прошедший эти адовые круги чиновничьего бездушия бывший малолетний узник получил наконец-таки долгожданную прибавку к пенсии.
Приходится разбираться и с нарушениями трудовых прав граждан, и с проблемами призывников, и с соблюдением прав в местах лишения свободы. Главного добиться удалось - дело защиты прав человека все-таки сдвинулось с мертвой точки. Но, по моим ощущениям, мы в России стоим еще у самого начала этого сложного процесса.