Для нас, участников российской археологической экспедиции в Гизе, выбор места для проведения конгресса оказался чрезвычайно удачным. Результаты нашей работы были представлены уже в первый день секционных заседаний. Некоторые коллеги заинтересовались ими настолько, что вместо обеда отправились посмотреть наши раскопки. Начинали мы пять лет назад изучением скальной гробницы времен Древнего царства. Ее хозяин, жрец Хафра-анх, был хранителем пирамиды Хефрена - второй из трех великих пирамид Гизы. Расчищая склон плато вокруг гробницы, мы обнаружили и другие захоронения. По-видимому, весь склон - настоящий некрополь. Но чтобы доказать это, потребуется еще очень много времени и сил.
Конгрессы собираются раз в три года. А вот французской миссии в некрополе Саккара, неподалеку от Каира, прямо накануне его открытия откровенно повезло. Она обнаружила развалины небольшой пирамиды, 108-й по счету из известных в Египте, принадлежащей матери фараона шестой династии Пепи II. На глубине 12 метров покоится черный базальтовый саркофаг. Стены погребальной камеры украшают знаменитые "Тексты пирамид". Поначалу эти заупокойные ритуальные тексты предназначались только царям, но под конец Древнего царства венценосные феминистки добились равенства.
Лейтмотивом конгресса стал провозглашенный египетским департаментом древностей лозунг "Спасите Дельту!". Дело в том, что едва ли не всю почти двухвековую историю египтологии археологи работали главным образом в Верхнем Египте. На то было немало причин. Древние столицы Египта - Мемфис и Фивы - с их важнейшими архитектурными памятниками и богатыми некрополями расположены как раз в этом районе страны. Но в первом тысячелетии до нашей эры административный центр Египта переместился в Дельту. Ныне же ее многочисленные памятники оказались под угрозой уничтожения. За последние тридцать лет население Египта увеличилось в два раза. Резко возросла хозяйственная деятельность, а с ней - и эксплуатация земель, поднялся уровень грунтовых вод. Памятники начали быстро разрушаться, ведь многие из них построены в Дельте не из камня, а из кирпича. А между тем этот район страны, прилегающий к Средиземному морю, интересен ученым еще и тем, что был для древних египтян "воротами в Европу", и археологические находки там могут многое рассказать о взаимодействии культур Восточного Средиземноморья.
Другая острая проблема, обсуждавшаяся на конгрессе, - соотношение науки и туризма. Поток иностранных туристов, устремляющихся в Египет, быстро растет. В прошлом году его посетили 4,8 миллиона человек - больше, чем когда-либо. Пятилетний план развития туризма, одной из основных отраслей экономики страны, предусматривает его ежегодный рост на 10 процентов. И дело не только в том, что всегда находятся люди, пытающиеся нацарапать свое имя на древнем памятнике. Даже самые дисциплинированные туристы невольно наносят вред цветным росписям гробниц. Краски разрушаются от повышенной влажности, вызванной дыханием людей. На конгрессе раздавались призывы закрыть для посещения наиболее ценные памятники, но они не были поддержаны большинством его участников. "Мы, конечно, не можем разрешить миллионам туристов посещать археологические раскопки, - заявил ученый с мировым именем, бывший директор Немецкого археологического института в Каире профессор Райнер Штадельман. - Но мы не должны забывать, что туризм кормит нас". Действительно, многие работы археологов финансируются за счет доходов туризма. Но сосредоточить усилия на реставрации, консервации и тщательной документации памятников - это возможно. Даже за счет сокращения раскопок.
Подводя итоги конгресса, его председатель, генеральный секретарь департамента древностей Египта профессор Габалла Али Габалла сказал: "Египтология перестала быть наукой, которой занимаются люди с постными лицами. Она - удовольствие. Так давайте же ею наслаждаться".