ЕСЛИ БЫ МЫ ЧУВСТВОВАЛИ И ПОНИМАЛИ

В последнюю неделю на столичных рынках, у станций метро и просто в людных местах появлялось все больше подмосковных старушек, торгующих вербой. Я подходил, приценивался, улавливая исходящий от веточек бодрящий весенний дух. Думал: "Не иначе как внуки бегали резать вербу: родимым бабулькам какой-никакой "приварок" к пенсии, а городским жителям - радость".Сам я в детстве вместе с бабушкой Христиньей на Вход Господень нес святить в Никольскую церковь непокупную вербу. Накануне праздника с ватагой сверстников шел в лесок за рекой Подкумок, нарезал и приносил домой охапку вишневого цвета веточек, покрытых серебристыми, замшевыми на ощупь комочками. Однажды подо мной обрушился край речного берега, и я вместе с вербой ухнул в воду и после даже не затемпературил. Видимо, баба Христя меня отмолила за мое усердие.

Итак, сегодня по православному календарю - Лазарева суббота, учрежденная Церковью в память одного из самых знаменательных евангельских событий: направляясь в Иерусалим, Христос воскресил четверодневного Лазаря, тем самым вновь явив народу Свою Божественную силу, прибавив людям веры в будущее воскрешение всех мертвых. А завтра - двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Как и во всех храмах, людно будет в московском храме Христа Спасителя, где богослужение возглавит Святейший Патриарх Алексий II. И наступит в службе минута, когда Предстоятель, окропляя вербы святой водой, трижды возгласит: "Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа".
Завтрашний праздник пастыри и богословы называют одним из самых парадоксальных праздников церковного года. Казалось бы, евангельское событие, которому он посвящен, насквозь пронизано торжеством и радостью. Узнав, что обещанный пророками Мессия идет в Иерусалим, тысячи людей "взяли пальмовые ветки, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!"
С другой стороны, Иисус Христос въехал во Святой Град "на осляти", что само по себе говорило о кротости, смирении и миролюбии Спасителя. Глядя на ликующую толпу, встречавшую Его как мессианского царя, Он ясно провидел близкую трагедию: эта же толпа, решив, что она просчиталась в своих ожиданиях, потребует от властей распять Его...
Вспоминая Вход Господень в Иерусалим, Церковь учит нас видеть в этом великом событии шествие Христа для принесения себя в жертву за грехи человечества и молитвенно воздает Ему хвалу как победителю смерти.
"Если бы мы чувствовали и понимали, что Христос пострадал за всех, за грехи всех времен, прошедших, настоящих и будущих, что без искупительной жертвы Сына Божия мы так же, как и древние люди, погибли бы во зле, то тогда наши сердца горели бы беспредельною любовью к Спасителю нашему и не искали бы никакой другой любви и привязанности в земной жизни, - говорится в одной из "вербных" проповедей. - Тогда бы не было неверующих, лжеучителей, хулителей и порицателей христианской веры; тогда бы человеческие науки привлекли бы людей к прославлению Отца Небесного, и не существовало бы тогда убийственного равнодушия к Святой Церкви, которое в наше время подрывает все основы жизни семейной и государственной. Тогда бы мы все жили во Христе и со Христом!"
Особенность наступающего праздника в том, что в храмах южных стран в этот день совершается освящение ваий - пальмовых веток. В русской традиции вместо них принято освящать вербу, отсюда второе название праздника - Вербное воскресенье. В связи с ним у русских сложилось немало обычаев. Один из них такой: освященные в храме веточки вербы приносили домой и ставили в воду, ждали, когда они выпустят тонкие белые корешки. Тогда эти веточки высаживали на кладбищах у дорогих могил.
Одним словом, как говорил мудрый Горкин в "Лете Господнем" Ивана Шмелева: "Хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка опушилась - Христа встречать..."